Есть такие люди, которым не надо искать себе приключений. Эти люди могут вообще замуровать двери и окна, отключить в квартире электричество и отопление и тихо лежать на диване, всё равно им это не поможет. Потолок на голову упадёт, например. Пол провалится. Метеорит прилетит и брякнется именно по месту регистрации затихарившегося гражданина. Я, к сожалению, отношусь именно к этой категории людей.
Кредитное alter ego
Осенью прошлого года мне позвонили из банка «Тинькофф». Надо сразу сказать, что о существовании подобного банка я, конечно, слышала. И не более того. Этим наши с ним взаимоотношения и ограничивались. По крайней мере, для меня. Но, как выяснилось впоследствии, напрасно я так думала…
«Здравствуйте, вас беспокоит кредитный менеджер банка «Тинькофф» Евгения!..»
Так, думаю я себе. Это обычный телефонный спам. Сейчас мне начнут предлагать чудесные кредитные продукты безвозмездно, то есть даром, всего за каких-нибудь 50% годовых. И соответственно своим мыслям отвечаю: очень, мол, приятно, но никаких дел у меня с вашим банком нет, не было и не планируется. И готовлюсь уже положить трубку.
«Но вы же оформили заявку на кредитную карту на сайте нашего банка! Так вот, я хотела бы уточнить…»
Вы подумайте, как интересно! Я, оказывается, уже чего-то где-то оформила, видимо, не приходя в сознание? Всё ещё надеясь на то, что это мимолётное недоразумение сейчас выяснится, я нетерпеливо прерываю собеседницу: никаких я заявок нигде не оформляла!
«Но позвольте… Кошкина Галина Германовна? 1968 года рождения? Вы оформили заявку на сайте нашего банка такого-то октября во столько-то часов и минут…»
Минут десять ушло на выяснения обстоятельств дела. Из которых следовало, что в кредитный отдел банка «Тинькофф» таки поступила электронная заявка с моими данными. А ещё в заявке есть номер сотового телефона. По которому они уже звонили, и там трубку взял молодой человек. И сказал, что он - мой пасынок Максим. То есть мало того, что я заявки какие-то подаю куда-то, не ставя себя в известность, так ещё и родственниками обрастаю прямо на глазах!
Ещё полчаса я беседовала с разнообразными сотрудниками банка, объясняя им, что к данной заявке не имею ни малейшего отношения. И что никакого пасынка у меня нет и не было. И что телефон, по которому мне позвонила кредитный менеджер Евгения - он да, мой домашний, но вот номер сотового, судя по сверенным последним цифрам, там у вас совсем другой…
Кое-как от заявки на кредитную карту удалось отбиться. И поскольку это кредитное alter ego, то есть «второе я», меня слегка обеспокоило, я настойчиво попросила сотрудников службы безопасности банка поставить на моих данных большой и жирный крест. И клятвенно заверила их, что никогда и ни при каких обстоятельствах не воспользуюсь услугами банка «Тинькофф», даже если он останется последним кредитным учреждением России.
На том и успокоилась. А зря…
Новая услуга от банка «Тинькофф»: дежавю
Для того, чтобы привести невыспавшийся организм в порядок, нет ничего лучше хорошей порции адреналина. Никакой кофе, будь он в десятом поколении элитный, рядом не стоял! Это я вам говорю, как специалист.
Не прошло и трёх дней после моего общения со службами банка «Тинькофф», как утреннюю тишину дома вновь прорезал телефонный звонок. Трубку сняла дочь, а через минуту позвала меня: «Тут опять тебя из банка спрашивают… Интересуются, надёжный ли ты человек…»
Сонливость как рукой сняло. Не особенно вникая в штампованную речь менеджера Надежды, я принялась на повышенных тонах объяснять: ситуацию с заявкой мы с вашим банком уже разобрали! Я её не подавала и подавать не собираюсь! Я просила ваших сотрудников…
«Извините, но вы подали заявку вчера в 19 часов по местному времени…»
Опаньки! Вчера в 19 часов времени меня и дома-то не было. И в интернете тоже, что характерно. Вчера в 19 часов времени я беседовала с мастером в сервисе на предмет подготовки моего автомобиля к зиме. И только в каком-нибудь затрапезном фантастическом сиквеле я могла в это время подавать заявку куда бы то ни было посредством этого самого интернета. «Шестой день» со Шварценеггером вполне подойдёт...
В общем, дежавю. Но железо надо ковать, не отходя от кассы. Под напором моего неотразимого обаяния (точнее, адреналина, бьющего в кровь фонтаном) девушка сдаёт позиции и диктует мне тот самый номер сотового телефона, по которому отвечает «мой пасынок Максим».
Потом мы опять долго беседуем с сотрудниками службы безопасности (ну, по крайней мере, я просила соединить именно с этой службой). Меня вновь заверяют, что контроль качества услуги и безопасность граждан в банке «Тинькофф» находится на недостижимой вышине прогресса. Что враг не пройдёт, будь он хоть пасынок Максим, хоть чёрт в ступе. Что всю информацию по электронным заявкам проверяют и перепроверяют. И - вот видите! - мы же проверили, и она не подтвердилась, значит, всё в порядке.
Я вижу. Я вижу, что моя просьба поставить на моих личных данных жирный крест ни на кого не возымела никакого действия. Я вижу, что повторная заявка, до последней буквы дублирующая только что отклонённую, идёт не в корзину, а на проверку. И ещё я вижу, что без доблестных полицейских сотрудников тут уже сам чёрт, который в ступе, ни в жизнь не разберётся…
Хотя и на доблестных полицейских сотрудников, собственно говоря, никакой надежды нет. Так вот они всё бросили и пошли искать по свету, кто это у нас манипулирует чужими личными данными в корыстных целях. Нет тела - нет дела. Когда убьют, тогда и приходите. Но у меня, по крайней мере, останется бумажка, подтверждающая, что факт посягательства на мои личные данные имел место.
И посему, вооружившись тем самым номером сотового телефона, который мне испуганно выдала менеджер банка, я отправилась в отделение полиции № 10.
Органы охраны непорядка
Заявление о попытке мошенничества у меня, конечно, приняли. Правда, господа полицейские сразу обозначили полное отсутствие энтузиазма по этому поводу.
«А совпадения не может быть?». Ну, чтобы ФИО, то да, вероятность есть. Даже у Восьмиглазова Гомера Аристарховича среди населения Российской Федерации и её окрестностей может отыскаться полный тёзка. Это нам только кажется, что мы все шибко оригинальные… Но чтоб совместно с номером домашнего телефона, которым я пользуюсь с 1997 года, - это вряд ли. Вероятность совпадения номера стационарного телефона в одном городе у разных людей куда меньше, чем вероятность совпадения полного имени с фамилией. То есть нулевая.
«А может, это ваши знакомые так пошутили?» Да, это за мной мальчики-шалунишки так ухаживают. Несмотря на мой 1968 год рождения, взрослую дочь и замужнее семейное положение. Или вот - депутат Елена Пензина после сессии Горсовета решила пошутить, к примеру. Или пресс-секретарь кардиоцентра Наталья Машукова. Или редактор журнала «Академия домашней кухни» Геннадий Васильев… У меня все знакомые, знаете ли, такие весельчаки!
«Ну, вы подумайте… Может, на вас обиделся кто-то и вот так мстит?» Господа полицейские, я, конечно, подумаю. Вариантов-то масса. Может, это инопланетяне прилетели и таким образом вживаются в наши реалии? А может, в районе банка «Тинькофф» проделалась дырка между параллельными пространствами? И они получили заявку от настоящей меня, только из другой параллели?
Если бы мне за сочинение фантастических отмазок от работы платили деньги, я бы себе уже виллу на Канарах отгрохала. И ещё бы премию получила от начальства - за креативный подход.
«А паспорт свой вы никому не давали?» Не давала. Мой паспорт уже много лет дальше моих рук никуда не ходил. «А копию нигде не оставляли?». Не оставляла. Последнюю копию с моего паспорта снимали несколько лет назад, уже даже и не припомню, сколько именно. И она лежит у меня дома. И сейчас лежит - я проверила.
«Но ведь как-то они эту карту планировали получить…» А вот тут, вы знаете, нет никакой проблемы. Пока я разбиралась с банком, внимательно изучила всю их технологию. Эту карту они запросто отправляют по почте. Где её, учитывая специфику заведения под названием «Почта России», можно получить разными способами и без всякого паспорта. Тем более, что адрес, как выяснилось, в заявке указан другой.
«А вот по этому номеру вы звонили?». А вот нет. Как-то не позвонила. А надо было? «Ну и позвонили бы…»
На том и расстались. Мне выдали талончик с номером и отправили ждать ответа.
А действительно, не позвонить ли мне себе? И я набрала «свой-чужой» номер. Трубку взяла барышня. Подтвердила, что она - Кошкина Галина Германовна 1968 года рождения. И что она отправляла заявку на кредитную карту в банк «Тинькофф». На мой вопрос, что же мы будем делать со мной, Кошкиной Галиной Германовной 1968 года рождения, которая не отправляла заявку, и которая написала заявление в полицию, барышня немедленно отсоединилась. И навеки отключила телефон. По крайней мере, больше этот номер не ответил никому - ни мне, ни сотрудникам полиции, ни сотрудникам прокуратуры.
Ну, что рассказывать дальше? В возбуждении уголовного дела по факту попытки мошенничества мне, само собой, отказали. Именно на том основании, что попытка - явление недоказуемое. Особенно если его никто и не пытался доказать.
Выяснять, кто является владельцем безответного номера, сотрудники полиции не стали. Недоступен и недоступен, подумаешь, большое дело! Запрашивать в банке «Тинькофф» копии двух липовых заявок они тоже не стали. А зачем? Как отмечено в документе об отказе, «неизвестный своего намерения получить кредитную карту не подтвердил ни по телефону, ни по интернет-связи». Ни то, ни другое - неправда, если учесть пасынка Максима, мою беседу с «собой» и повторную заявку. Но нет тела - нет и дела. Что мне доходчиво подтвердили впоследствии в прокуратуре, куда я обратилась с просьбой проверить законность полицейского отказа.
По крайней мере, в случае, если банк «Тинькофф» так и не внял моим просьбам по постановке жирного креста, а мошенница из своих ошибок сделала правильные выводы, у меня будет что предъявить в ответ на требование погасить кредит. Правда, не слишком много: талончик из ОП № и два письма с отказами в возбуждении дела.
Немного беспокоит то, что в истории виртуального банка «Тинькофф. Кредитные системы» есть не так уж мало прецедентов, когда они выдают свои кредитные карты мошенникам - по липовым данным, но на реальных людей. Что не удивительно: так выстроена вся кредитная система этого банка, что для мошенников - простор и благолепие. Почему этим до сих пор плотно не занялась прокуратура или Центробанк, я не знаю. И никто не знает.
Но если эта дивная история будет для меня иметь хоть какое-то неблагоприятное продолжение, клятвенно обещаю исправить досадную недоработку соответствующих органов. Со всеми вытекающими последствиями для всех участников концессии…
Опубликовано на сайте
«Ярск»