Какие женщины на нас кидают взоры?

Nov 22, 2012 16:08


Не отпирайтесь, вам тоже хоть раз интересно было узнать, что думают о нас мужчины? Нет, не прохожие на улице и, пожалуй, даже не соседи по площадке. А те, которые чем-то с нами в жизни связаны. Какими они видят нас? Какие женщины окружают их в их мужском мире?

Вопросик не из легких и весьма каверзный. Именно его я когда-то и решила задать главному режиссеру красноярского Театра юного зрителя Владимиру Берзину. Было это ещё в 1997 году (с тех пор в ТЮЗе не раз менялись режиссёры, так что многие Берзина, наверное, и не вспомнят…). Но, думаю, этот разговор и сейчас будет интересным, причём не только женщинам.

- Володя, во сколько лет у тебя появился интерес к противоположному полу? Говорят, самые первые чувства возникают еще в детсадовский период...

- Ну, в детский сад я не ходил. А в школе-то точно уже какой-то интерес был. Вообще-то, я всегда интересовался девушками…

- Твоя первая любовь была актрисой?

- Женщины вообще все актрисы. Они без этого жить не могут. Да, наверное, была актриса. Я имею в виду, вообще, а не по профессии.


- Поскольку речь зашла об актрисах, скажи: в театр приходят какие-то особенные женщины? Чем они отличаются от обыкновенных, нетеатральных женщин, которые едут в трамвае, идут в магазин, ребенка в ясли ведут?

- Чем? Когда видишь женщину, ведущую ребенка в ясли, ты себе сразу что-то такое представляешь, как правило - позитивное, «считываешь» жизнь, стоящую за ней и принимаешь ее. Либо не принимаешь. Все происходит на подсознательном уровне, и в этом смысле я не отличаюсь от любого другого человека. Но художник не может воспринимать жизнь на уровне «нравится - не нравится». Хотя обычный человек на этом уровне свои наблюдения и заканчивает.

- А что делает режиссер?

- А режиссер как художник должен открыть смысл увиденного. На основе личного жизненного опыта и мировой литературы и драматургии, которые исследуют именно эти вопросы. Если женщина мне понравилась, я должен увидеть все неизбежные катастрофические последствия, ожидающие мужчину, который захочет войти в ее жизнь.

Потому что за все прекрасное приходится платить. А если она мне не понравилась, я стараюсь разглядеть то счастье, которое получит мужчина, обратив на нее свой взгляд и выбрав именно эту женщину.

- Почему так парадоксально?

- Ну как же. Если все время анализировать, неизбежно возникает некий фон сомнения и опасностей. Мне эта женщина нравится, но я все время жду, что она меня бросит. Потому что такая женщина, как она, непременно должна бросить такого мужчину, как я. По идее. Другое дело, что в жизни далеко не все происходит «по идее». Чаще - по воле Бога, случая и тысячи разных обстоятельств. А вот в театре, на сцене, всё происходящее зависит от человека, выбравшего роль. И это требует мужества и решимости. Театр не прощает ошибок! Это - не в смысле успеха у зрителей. Если ты соврал на сцене, жизнь обязательно предложит тебе прожить эту сложную ситуацию.

- Так чем отличается актриса от зрительницы?

- В каком-то смысле, ничем не отличается. Актриса за кулисами - такая же женщина, как и те, что сидят в зале. Пока не выходит на сцену. И тут то, что в жизни происходит «само собой», как я уже сказал, она должна делать сама.

Театр - это драма идей. А у женщин с идеями, как правило, плохие отношения. Они хотят жить, а не играть.

- Но ведь это, должно быть, очень интересно - женщина пытается жить на сцене?

- Самое ужасное, когда на сцене пытаются что-то делать. Впрочем, как и в жизни. Нельзя пытаться, нужно делать, жить, играть. Человек пытающийся только усугубляет свои личные проблемы. Парадокс театра в том, что если здесь человек нерешителен, в жизни его проблемы усложняются. На сцене можно безвозвратно загубить свою жизнь. А можно её выиграть.

- У тебя есть любимый женский театральный образ?

- Нет. Я просто беру пьесу, читаю и понимаю, что эта женщина должна быть хороша и красива. Она не может быть несчастной, злой, некрасивой, истеричной, страдающей. Потому что в зале полно страдающих людей, и появление на сцене такой же героини только усугубит их страдания. Даже если, глядя на нее, ей будут сочувствовать, даже если зал начнет рыдать - это будет акт оправдания героини, неразберихи в ее делах, несостоятельности в личной жизни. Оправдания, а не освобождения! Я не могу дать совет, как людям избавиться от проблем и ненужных качеств, поэтому вчитываюсь в пьесу и ищу там обстоятельства, в которых эта женщина будет выглядеть красиво!

- А что, на твой взгляд, должно быть в женщине, чтобы с ней можно было жить? Вот с этой смог бы жить, а вот с этой бы не смог и не стал бы?

- Я бы поставил вопрос иначе: что должен найти в себе мужчина, чтобы жить с какой-то конкретной женщиной? Твоя же формулировка подразумевает, что он должен что-то искать в женщине, что неизбежно приведет к желанию ее переделать. А это занятие бесперспективное, потому что скорее она его переделает. И вот если мужчина найдет в себе необходимые качества, он с любой женщиной сможет жить.

- Сколько женщин одиноких, и никто не рвется «составить им партию»…

- Ты хочешь знать мое мнение, почему эти женщины одиноки, так? Ну, наверное, потому что они закрыты от мира. Никто их не видит как женщин. Они, наверное, все ждут, что вот кто-то придет и их откроет. А нужно, как минимум, заявить о себе. В конце концов, женщина должна преследовать мужчину. Женщина должна домогаться мужчины. А мужчина должен блюсти нравственность. Потому что мужчина может без любви прожить, а женщина не может. Да, она, конечно, может нарваться на опасность. Но, по крайней мере, женщина сделает предельный шаг, который даст ей ясность относительно ее чувств и ее избранника. Которого она либо отвергнет после этого, либо примет таким, каков он есть и будет готова вынести все тяготы жизни с ним. Только так.

- Но, вообще-то, всегда ценилась женщина неприступная, гордая…

- Где это она ценилась?

- В литературе, хотя бы.

- Вот именно, что в литературе. Но нам же про грязь интересно почитать, правильно? Про ЭТО. Представь себе, героиня весь роман блюдет невинность. А в конце выходит замуж. И от чего я должен балдеть? А вот если она весь роман любит, многих, и по-разному... Они ее покидают, а она, тем не менее, с неиссякающей энергией продолжает любить, еще больше, еще сильнее - вот здесь уже интересно: как ей это удается? А то, что героиня всю жизнь блюла добродетель, а в конце романа вышла замуж… И неизвестно еще, за кого... Что ж тут, скажите пожалуйста, интересного?

- Многим представительницам прекрасного пола с тобой будет очень трудно согласиться. Их воодушевляет сама мысль, что они ради высокого чувства жертвуют собой, ради любимого человека ежедневно встают на подвиг...

- Так ведь этого любимого человека все время хочется удавить. И она рано или поздно это сделает!

- Что же это получается - никто никому не нужен? Если мужчина может прожить без любви, как быть женщине? Ей что, самой себя любить?

- Именно самой себя любить. В первую очередь. И не бояться совершать решительные поступки, чтобы не обманываться и не питать иллюзий.

Досье:

БЕРЗИН Владимир Альфредович

Родился в 1956 году в Риге. Окончил Государственный институт театрального искусства в 1987 году (курс А. Эфроса и А. Васильева). Работал режиссером в театре «Школа драматического искусства». Участник проектов «Театр на пороге ХХI века», «Узкий взгляд скифа».

С 1995 по 1998 год - главный режиссер Красноярского театра юного зрителя. Осуществил постановки: «Светит да не греет» А. Островского, Н. Соловьева (1996), «Счастливая уловка» П. Мариво (1997), «Сваха» Т. Уайлдера (1998). С 1999 по 2001 год преподавал актерское мастерство в ГИТИСе и ВГИКе.
Основные постановки: «Таланты и поклонники» А. Островского (Орловский тюз, 1991), «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (Краснодарский молодежный театр, 1994), «Чайка» А. Чехова («Театр у моста», Пермь, 1995), «Ложные признания» П. Мариво (Театр драмы, Оренбург, 1995), «Джульетта и ее Ромео» Клима (МХАТ им. А. Чехова, 1999), «Обломов» М. Угарова (Челябинский камерный театр, 2004), «Человек, зверь и добродетель» Л. Пиранделло (Орловский молодежный театр «Свободное пространство», 2006), «Аглая» Клима (Театр «Школа драматического искусства») и др.

Опубликовано в журнале «Елена» (1997 год) и на сайте «Ярск»

театр, дела житейские

Previous post Next post
Up