Давече пришлось поглядеть продукт заокеанского синематографа под названием «Апокалипсис». А точнее «Апокалипто». С герческого - раскрытие сущности. По нашему - откровение, короче. Автор сего «Откровения» - в прошлом один из первых голливудских плэйбоев Мел Николаич Гибсон.Да, да, тот самый изгой из «Безумного Макса» и героический скотт из «Храброго сердца» .
Мел Николаич, как режиссёр, уже успел «срубить очков» на своих, в общем-то тривиальных, «Страстях Христовых». Единственный стоящий момент «страстей» заключался в показе колоритных в своей мерзопакостности еврейских фарисеев, плюющих в Иисуса и предающих его Пилату. Надо отдать должное -Мел Николаич тут хорошо их изобразил. Наверное, папа Мела был очень горд за сына, так как его отец - ультраконсервативный католик и евреев, скажем так, искренне недолюбливает. Но не о «сынах израилевых» речь.
«Апокалипто» снят в 2006-м году. Представляет из себя вялую попытку показать степень морально-нравственной и духовной деградации индейцев(В данном случае майя. Хотя ко времени прихода испанцев никаких империй у майя уже не было. Это был угасающий народ. В Мезоамерике господствовали астеки. Ну да бог с ним…)ко времени прихода испанцев. Скажем прямо - попытка стрёмная. Поскольку я поклонник уникальных цивилизаций индейцев Мезоамерики, то происходящее на экране действо меня не оставляло равнодушным. На протяжении всей картины майя убивают, режут и садистки издеваются над мелкими соседними племенами. Единственный диалог картины, претендующий на метафизическую значимость - убогий диалог отца с сыном - главным героем картины - Лапой Ягуара о недопустимости страха и рассказ старейшины племени у костра коротенькой истории про человека и зверей. Всё. Потом приходят майя и режут всю деревню. Лапу Ягуара берут в полон, ведут в «город из камня», дабы придать его обряду человеческого жертвоприношения. Придя в «город из камня», Лапа Ягуар видит невероятный Вавилон и Содомию. На главной же пирамиде в это время верховный жрец принародно режет таких же индейцев, сбрасывая их головы и тела вниз по лестнице к ногам толпы, произнося мольбы к Кукулькану. Лапу Ягуара кладут на жертвенник. И тут, о чудо! - полное солнечное затмение, которое является полной неожиданностью для простолюдинов, но о его природе знают лишь правители, которые трактуют его знак как умиротворение Кукулькана. Лапа Ягуара спасён, но не надолго. Оставшихся в живых пленников, майя решают убить изуверским способом, используя их в качестве живых мишеней, но Лапе удаётся уйти. Далее - бредовая погоня со всеми голливудскими составляющими. И финал - Лапу Ягуара настигают у берега океана, но увиденные испанские корабли с белыми людьми, плывущих на лодках, заставляют всех остолбенеть от удивления.
Короче, мрак и ужас типичного средневековья - так обыватель с примитивным европоцентристский мышлением - Мел Николаич Гибсон представил жизнь коренных жителей Мезоамерики. Как будто и не было у последних коллосальных астрономических вычислений, лунных и обыкновенных календарей, точно расчитанных на тысячи лет вперёд, двадцатеричной системы исчисления вместе с нулём в математике(что такое ноль, европейцы узнали от арабов в средние века. Индейцы Мезоамерики пользовались нулём к тому времени не одно тысячелетие), невероятной медицины, уникальных мировоззренческих взглядов, экзотерических ритуалов, магических метафизических величин, в конце концов. И после этого обыватель Гипсон говорит: «Вот такими были аборигены Америки до прибытия испанцев». Такое впечатление, что Мел никакую историю майя не изучал подробно, а обратился к испанским источникам информации того времени с их «поеданием сердец» и «принесением в жертву до 50 тыс. индейцев в год». Человеческие жертвоприношения, конечно же, у индейцев были. Особенно приуспели в этом астеки. Но если учитывать, что в число «жертв» попадали и члены высших сословий империи астеков, то европейцу абсолютно не понять логики подобной «инициации наоборот». А что говорить о жрецах астеков, которые занимались самоистязаниями и собственными кровопусканиями. Этот процесс в их мировоззренческом укладе имел невероятное мистическое и высшее откровение. Точно также и с человеческими жертвоприношениями. Бесспорно, индейцы, прямые потомки исчезнувшей мифической страны Астлан(Атлантида), деградировали, как говорится, по Генону. С течением времени метафизическая, или эзотерическая составляющая таинственных и загадочных мистерий начала утрачиваться и стагнировать, вымещая высвобождённую энергию, направленную вовнутрь, в чистейший экзотеризм, то есть внешнюю форму мистерий. В итоге, всё закончилось грубоватыми ритуальными человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями. И всё равно - это была непостижимая для скудного ума европейцев цивилизация. Они просто были Другими для них. Поэтому, судить об индейцах мезоамерики всяким гибсонам - всё равно, что пытаться вычерпать море стаканом.
На самом деле «бунтарям» вроде Фон Триера надо заниматься не шутками про нацистов и набивкой портачек в виде английского «FUCK» на собственном теле, а снимать симметричные кинематографические ответы. Крутой эпос про ебнутых конкистадоров, прибывших в Мезоамерику с огнём и мечём или не менее ебнутых протестантов, двумя веками позднее на северном американском континенте, успевших подчистую вывести местных аборигенов, будет куда круче дешёвого эпатажа на «прессухах» и ковровых дорожках.