Дальний Восток уходит от православия?

Nov 09, 2010 19:56

Вот, готовясь к поездке на Дальний Восток, решил просканировать информацию о регионе. Интересные факты обнаружил:

Дальний Восток теперь отличается от Центральной России не только пристрастием к праворульным иномаркам. Религия в регионе тоже импортная - по количеству «активных верующих» протестантские движения опережают все «традиционные» для страны религии, включая православие и мусульманство.

По количеству официально зарегистрированных Минюстом религиозных организаций протестантского направления также превосходит число других религиозных конфессий.

Самые «протестантские» регионы Дальнего Востока - это Приморский и Хабаровский края. В Приморье зарегистрировано 178 общин различных направлений - пятидесятников, пресвитериан, евангелистов, адвентистов и десятка других. У Русской православной церкви в этом регионе - 89, ещё 3 прихода у старообрядцев и 6 - у католиков. Другие «традиционные» религии - мусульманство, иудаизм и
буддизм - также представлены весьма скромно, 6 мечетей, 7 синагог и 4 буддистских пагоды.

В Хабаровском крае ситуация выглядит очень похоже: из 163 религиозных организаций 96 - протестантские. Причём число неортодоксальных приходов только увеличивается. А вот РПЦ сдаёт позиции - время от времени появляются новости о закрытии тех или иных приходов. В 2005 году Хабаровская епархия ликвидировала два прихода - в Комсомольске-на-Амуре и в поселке Березовка Хабаровского района. «На данный момент у церкви нет денег на содержание прихода с небольшим количеством прихожан», - сообщали в епархии. Сейчас в этом регионе у русской православной церкви осталось 48 отделений.

Кроме того, как сообщает «Независимая газета», протестантская активность распространяется и на регионы Сибири. Больше всего организаций этого толка в Красноярском крае - 111, Иркутской - 97 и Свердловской - 94 областях. Наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения.

Интересен тот факт, что весомая часть священников этих конфессий носит нерусские фамилии. Как отмечают специалисты, «волну» протестантизма поднимали в 90-х иностранные проповедники. Дальний Восток оказался в пределах влияния проповедников из США и Южной Кореи.

Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, пастор Константин Бендас рассказал «СП», почему протестанты с успехом освоили территории Дальнего Востока.

«СП»: - Почему протестанты добились успеха именно на Дальнем Востоке?

- У этого феномена есть давняя история. Православие пришло на эти территории достаточно поздно. В Сибирь и на Дальний Восток ссылали представителей нетерпимых в Российской империи конфессий. Многие уходили от гонений - молокане, духоборы, менониты, штундисты и так далее.

В советские времена на Дальний Восток ссылали избежавших расстрела священнослужителей. Таким образом там сконцентрировалась элита русских протестантов.

«СП»: - Получается, что протестантские течения там более «традиционная религия», чем РПЦ?

- Да, ещё во времена царские там было больше так называемых раскольников и сектантов. Об этом пишут многие историки.

«СП»: - А откуда среди проповедников такое изобилие корейцев?

- В начале-середине 90-х из-за близости и удобства передвижения туда проще было попасть миссионерам из Кореи, чем из Европейской части России. И до сих пор это так - дешевле прилететь из Сеула, чем из Москвы. То же самое - поехать учиться в семинарию проще в страны ЮВА.

Священнослужитель становится перед выбором - ехать учиться в Москву, где жизнь в несколько раз дороже, или в Южную Корею.

Ситуация сравнима с праворукими машинами, кстати говоря.

В 90-х, действительно, корейских миссионеров могло быть больше. Сейчас же наоборот - русские миссионеры едут в страны Азии, в Монголию, в Китай, в Лаос, в Таджикистан. Таких людей в десятки раз больше, чем пасторов, приехавших из Кореи.

«СП»: - Получается российская экспансия?

- Экспансия подразумевает агрессию, навязывание, силовые методы. Мы говорим о миссионерстве, о том, как записано в Евангелии. Это нормальное поведение для любого христианина.

«СП»: - А языковой барьер, он не мешает?

- На своём опыте наблюдений я бы делил миссионеров на две категории. Многие священнослужители стали нам, русским, близки, выучили язык, получили гражданство, женились, завели тут детей, дети отслужили в армии. Они ассимилировались. Они привезли сюда не корейскую культуру, а Христа.

Но часть пасторов по-прежнему смотрят на «местное население» свысока, язык не учат. Это наша «зона риска», к ним у нас достаточно жёсткое отношение, с такими мы сейчас прощаемся.

«СП»: - А с РПЦ вы как взаимодействуете? Там, получается, «традиционная религия» в меньшинстве.

- Дело в том, что Русская православная церковь в мировом масштабе - меньшинство. Внутри христианства 1,3 млрд католиков, 1 млрд протестантов, и 350 млн православных, включая все ветви. И там, где РПЦ в меньшинстве, например, в США, я не знаю ни одного эпизода с выдавливанием, дискриминацией и унижением этой конфессии. И, я надеюсь, этого не будет и в России.

И на Дальнем Востоке нет случаев выдавливания РПЦ.

«СП»: - А сама РПЦ пытается вытеснить протестантов?

- Прямых действий мы не видели, а что происходит в кулуарах, даже боюсь предполагать. Мы стараемся жить мирно, проповедовать не свою деноминацию, а христианство. Я как проповедник считаю, что несу слово Христа, и для меня не важно, в какую церковь в итоге придёт человек.
 

протестанты, Хабаровск

Previous post Next post
Up