В этот день, в 1521 году, 490 лет назад, Ф. Магеллан открыл остров Гуам. Территория Гуа́м (Guåhå на языке чаморро) - остров в западной части Тихого Океана, входящий сейчас в состав США. Население в основном живет за счет туристов и обслуживания американской военной базы.
Куда интересней вчерашний "юбилей" - 5 марта 1901 года, 90 лет назад, в «Церковных ведомостях» объявлено об отлучении Льва Толстого от Русской православной церкви. Решение об этом было принято Святейшим Синодом 15(2) февраля.
«Русскому телеграфу, - писал в связи с этим В. Г. Короленко, - кажется, приходится в первый раз еще со времени своего существования передавать такое известие. «Отлучение от церкви», передаваемое по телеграфной проволоке, парадокс, изготовленный историей к началу XX века».
Выход в свет в 1899 году романа «Воскресение» и одновременное издание его за границей с сохранением всех текстов, изъятых цензурой в русских изданиях, привел в негодование и замешательство правительственные и высшие церковные сферы. Назначение в 1900 году первоприсутствующим в синоде митрополита петербургского и ладожского Антония, неоднократно ранее пытавшегося ускорить церковную расправу с Толстым, наконец, крайнее озлобление обер-прокурора Победоносцева, представленного в романе отталкивающей реакционной личностью под фамилией Топорова, - все это ускорило приготовления к отлучению Толстого. К концу февраля 1901 года многолетние усилия «отцов церкви» увенчались скандальным актом, ставшим на долгое время предметом недоумения и осуждения всеми нормально мыслящими людьми всех стран, народов и сословий.
Комментарии от меня. Естественно, Толстой по сути, к этому моменту уже был вне православия - он не соблюдал религиозных обрядов, не посещал православных храмов, да вдобавок метко и чуствительно раскритиковал существующее тогда православие (хотя многие замечания, выраженные в романе "Воскресение", базировались на знании Толстым Писания и обосновывались им) . Но "отошедших" было десятки тысяч в тогдашнем российском обществе. Тем не менее, к ним практика отлучения не применялась и не оглашалась так широко. Для синода важно было другое - Толстой имел огромное влияние и это влияние использовал отнюдь не в пользу государственной церкви. Тогда должна была последовать реакция - "отлучение", дискредитация, отсечение "неблаговидного члена".
Судя по реакции общества и православного, и неправославного, цель явно достигнута не была. Тема Толстого и его произведений стала еще более обсуждаемой в российском и иностранном обществе, а "Воскресение" приобрело тогда популярность, сопоставимую с "Анной Карениной".
Как для человека, так и для организации всегда есть два пути реакции на критику. Первый - самый популярный - устранить или очернить "критикана";
Второй - более сложный - проанализировать его критику на предмет состоятельности и принять соответствующие изменения.
Третий - компромисный - устранить критика, но сделать так, как он говорил.
Четвертый - не реагировать никак, пытаять игнорировать приводимые аргументы.
Четвертый вариант практиковался сначала, до второго и третьего тогдашнее государственное православие "не дотянулось", поэтому прибегли к первому.
Я снова и снова перечитываю "Воскресение" и рассказы Толстого и нахожу там новые мысли, не замеченные ранее. К сожалению, решение Священного Синода меня совершенно не назидает и не побуждает к повторному чтению...