Сказка о сказке

Feb 21, 2016 09:04

Итак, в прошлый раз мы остановились на том как 14 февраля мы снова очутились в Фонтанном доме, на спектакле его маленького театра.

Сказка о царе Салтане

о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди

Театр не зря называется «маленьким»: три актёра сыграли всю систему персонажей пушкинской сказки - и царицу и царевну, и Гвидона, и Салтана, и ткачиху с поварихой (с сватьей бабой Бабарихой). А ещё гостей с корабля, бояр, лебедь и волшебную белку. Я всё ждала, что они исхитрятся и представят разом всех 33-х богатырей с Черномором. (Но тех лишь мельком показали в массовке.) Актёры не только убедительно представляли героев текста, но ухитрялись еще играть "самих себя" - труппу артистов, которые за кулисами делят роли, интригуют, спорят и подтрунивают друг над другом. Как сказал, наш театральный консультант Денис, это называется спектакль внутри спектакля, а режиссёр назвал его сказкой о сказке.

Для перевоплощений использовали нехитрые предметы-атрибуты, бумажные маски и теневые проекции. Из девицы под окном актриса становилась царицей, просто прицепив кусок мятой бумаги в виде фаты к волосам.

image Click to view



А в красавицу-царевну превращалась… делая соответствующее выражение лица. Для перевоплощения в Пушкина актёрам понадобилась шляпа с пришитыми к ней бакенбардами.




Кстати, голос автора они изображали сразу втроём (видимо, не смогли поделить козырную роль).




Актрисы на фото нет, но у нее тоже было перо и шляпа с бакенбардами. Необыкновенное впечатление переживает зритель, когда по сцене в экстазе вдохновения носятся сразу три Александра Сергеевича - и разного пола.

С точки зрения изобразительных средств спектакль крайне лаконичным. Никаких декораций, кроме мультипликационных проекций. Реквизит минимальный: и корабль, и остров Буян, и царский пир показали с помощью трёх деревянных ящиков и одной подвешенная доски. Бочку просто надели Гвидону на голову. А для моря вполне хватило куска целлофановой плёнки: "В синем море волны плещут…" рокотал артист и шелестел целлофаном. Выходило очень достоверно.




Все держалось на актёрской игре. А она волшебно оживляла условные декорации и костюмы и связывала воедино пушкинский сюжет с лирическим сюжетом отношений актёров труппы.

Спектакль в этот раз был наименее детский из всех, что мы здесь видели. Для детей чуть высоковат уровень абстракции, но он компенсировался очень эмоциональными песнями и танцами. Довольно большой пласт содержания был для взрослых (и местами очень смешно!). При этом актёры почти ни на шаг не отходили от авторского текста, но он играл совершенно неожиданными смыслами. Пушкинские сказочные эпизоды превращались в актуальные психологические этюды.

Например, на тему брака. Когда царевна-лебедь после исполнения уже двух желаний Гвидона (о белке и богатырях) в третий раз спрашивает его: Здравствуй, князь, ты мой прекрасный,
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?"
её голос звенит как у женщины во время семейных разборок, которая уже готова взорваться, но еще держит себя в руках.




Или в эпизоде, где Гвидон просит у лебеди царевну в жёны. Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
«Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
с белой ручки не стряхнешь
да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом -
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем…

Вообще-то затем у Пушкина идёт такой текст: Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Но актёр-Гвидон говорит только "ПЕРЕДУМАЛ!"
И уходит. (Видимо, осознал, как она его в браке будет пилить.) Другой актёр тотчас уходит за ним, и за ширмой слышен звук убедительной оплеухи. Гвидон возвращается и покорно договаривает всё, что положено. Браки заключаются на небесах.

Сказка закончилась, пора домой. Вдвойне приятно, что мы ходили в любимый театр в хорошей компании - с Максимом, Наташей и Глашей.




А перед дорогой домой устроили себе романтический ужин обед - с сердечками и чебуреками.


Фонтанный дом, театр

Previous post Next post
Up