Что мы делаем, чтобы Лида была организованной

Nov 11, 2015 11:35

Вопросы о методах воспитания детей - самые спорные. Я мама всего 6 лет, а уже столько передумала и переспорила на эти темы, что страшно вспомнить. И точно усвоила две вещи. Во-первых, "сколько ни воспитывай, дети всё равно будут похожи на тебя". Во-вторых, как бы ты их ни воспитывал, всегда найдутся люди, которые скажут, что они воспитанны недостаточно (и разбалованы). Но непременно выскажутся и другие: что ты детей задраконил и у вас дома настоящий концлагерь.




Поэтому я очень стараюсь ни с кем не спорить (иногда это очень тяжело даётся, ужасно хочется делиться опытом и лезть с непрошеными советами). Но в кирфамлете о наших методах я рассказываю - вдруг кому интересно.

Начнём с того, что я от природы ужасно неорганизованный человек. А порядок очень люблю. Тяжело мне приходится. Тут с собой бы справиться и себя организовать.
А дети - источник энтропии. Разбросанные по дому игрушки, грязная одежда везде, бешеные крики и полная анархия ожидают любого, кто полагает, что детей мучить порядком нельзя. До определенного возраста порядок ребёнку организует мама, это ясно. Вопрос - до какого? В нашем случае ответ - до минимально возможного.Поэтому мы методично и занудно учим Лиду поддерживать порядок в её вещах. У нас есть три волшебных средства: удобная организация пространства, бездушные напоминалки и стимулы.

Организация пространства

В идеале, хорошо бы так организовать хранение вещей, чтобы его принципы были просты и понятны ребёнку. И, главное, чтобы ребёнок до всего доставал сам. Начнём с одежды. Ещё во Владивостоке мы устроили хранение лидиной одежды так, чтобы она всё могла достать и убрать сама. Половина вещей (в основном уличная одежда) висела на плечиках, на низкой выдвижной штанге в небольшом шкафу. Вторую половину стопками складывали в невысокий комод (бывший кухонный шкаф), нянчивший Лиду еще в качестве пеленального столика. Конечно, в этом комоде порой случался кавардак, и лет примерно до трёх его разбирала я. Но уже тогда мы приучили Лиду самостоятельно вешать уличную одежду на плечиках в шкаф.

На новой квартире всё устроилось даже удобнее. Нам понравился недорогой детский гардероб из Икеи, простой и дешёвый: в нём нет дверцы, всё минималистично и однозначно. А главное - бардак сразу заметен.




Слева на штанге висит уличная одежда, справа - домашние платья. В выдвижном ящике - домашние немнущиеся вещи. В трёх корзинах внизу - чистые носки, колготки и трусики. Раз в неделю, в выходные, мы перебираем корзины с носками и колготками. Хотя есть строгое правило класть "затоптанные" носки в стирку, они всё равно как-то проникают в корзины с чистым бельём.

В корзине для грязного белья у Лиды три секции: для белья (трусы, носки, колготки), для светлой одежды и для тёмной. Бельё в стирку она относит сама.

В коридоре у Лиды в своя вешалка для курток и отдельный контейнер для шапок-шарфов-варежек + маленький икеевский стульчик-тумбочка, чтобы присесть, когда обуваешься.




Во Владивостоке у нас для этого был шикарный винтажный стульчик, сделанный еще дедом Иваном. К пяти годам стул для обувания уже не нужен (ребёнок обувается быстро), но мы и сами иногда им пользуемся.

Игрушки и разная утварь

К сожалению, у нас нет игровой комнаты - где можно разбросать игрушки и хоть трава не расти. Подозреваю, что когда мы сможем её себе позволить, игрушки детей уже будут умещаться в их смартфонах. Сейчас же у Лиды два уголка личного пространства в общей проходной комнате. В одном из них кровать, гардероб и стеллаж с игрушками.




Игрушки на стеллаже более-менее рассортированы по корзинам и контейнерам: мягкие игрушки, куклы, твёрдые мелкие игрушки, "лисичкин домик", игрушечная посуда, тряпочки и ленты, бусины и украшения. Верхняя полка стеллажа, по договорённости, не для игрушек, а для нужных родителям вещей. Там стоит коробка с лидиной расчёской и резинками, мини-мусорка, ночник, аромолампа, лекарства, планшет.




Конечно, всё это перемешивается.
Нужно ли сортировать ли детские игрушки, я ещё не решила. С одной стороны это сизифов труд, с другой - в рассортированных игрушках Лида быстрее находит нужную. В выходные (не каждую неделю, примерно пару раз в месяц), мы сортируем игрушки по ёмкостям. В последнее время, Лида получает шоколадное яйцо, если делает это сама. (Да, мы не даём ребёнку шоколадные яйца просто так!) Я помогала Лиде рассортировать игрушки только первые 4-5 раз.

Порядок, который мы требуем навести каждый вечер означает, что игрушки подобраны с пола/дивана/кровати и перенесены на стеллаж в произвольном порядке. Недавно мы добавили к стеллажу с игрушками еще икеевскую подвесную корзину, потому что после дня рождения и Нового года стеллаж не вмещал всего лидиного богатства. А потом купили еще и напольную круглую корзину. Задумываемся о ревизии игрушек.

Кстати, Лида любит раскладывать кукол и играть на диване. Я ворчу, но не сильно: всё-таки у ребёнка маловато своего пространства. В последнее время игрушки она убирает легче и охотнее, но одевается на улицу зимой и осенью всё так же неохотно.

В другом уголке у Лиды стол и рабочий стеллаж.




На стеллаже лидины - три нижних полки: с книгами, настольными играми (карточки, пазлы) и контейнером, в котором хранятся принадлежности для творчества (краски, пластилин, формочки для лепки).




На этом стеллаже относительный порядок: игры в коробках, мелкая утварь в контейнере. Требовать идеального порядка не вижу смысла. Стол тоже сложно организован.




На стене над столом висят плакаты и открытки, натянута веревочка для рисунков.
Ноу-хау - оставлять на ней чистые раскраски и прописи. Тогда Лида без напоминаний берёт их, когда есть свободное время, и раскрашивает, слушая аудиосказки.




На столе два лотка: формата А4 с раскрасками, рисунками и чистой бумагой и корзинка с бумажками поменьше: инструкциями к лего, вырезалками, картинками и т.д. Ещё три стакана карандашей, фломастеров и кисточек. Раньше там постоянно жила коробка с лего, и это здорово вдохновляло Лиду в него играть. Тогда на столе жил еще и поднос с актуальной постройкой: если нужно порисовать, поднос убирается на другую поверхность вместе с мелкими деталями.




Если у ребёнка есть стол, значит он имеет право и на собственный творческий беспорядок. Раньше Лида часто заваливала стол мелкими предметами, а когда собиралась рисовать, шла в кухню и садилась за обеденный стол




Когда Лука стал ходить, такой роскоши как коробка мелких деталей и россыпь бусинок на столе, Лида себе позволить не может.
Свой стол для ребёнка - великая вещь, это важнейший шаг на пути воспитания самостоятельной личности (которая в выходные не виснет на родителях, а занимает себя сама). И, мне кажется, личный стол у ребёнка должен появляться как можно раньше.




Большинство развлекалок и материалов у Лиды под рукой. Повыше убрано только то, что она не может еще делать сама: мастер-классы, наборы для творчества. Но, скорее, от недостатка места: я бы и это спустила в зону досягаемости. Вот и всё об организации пространства. Теперь расскажем, что мы делаем, чтобы ребёнок в нём "эффективно функционировал".

Бездушные напоминалки (таймер и списки), стимул и временные границы

Итак, каждый вечер от Лиды требуется собрать игрушки с пола и как-нибудь сложить на стеллаж. (Я, наивная, надеюсь, что со временем она поймёт, что проще сразу все игрушки складывать в нужные корзины, чтобы на выходных не пришлось их нужно перебирать.) А еще нужно навести порядок на столе (сложить карандаши в стаканы и расчистить поверхность). Раньше Лида это делала неохотно, но теперь смирилась: если не убрать ценное, то Лука утром всё разорит.

Раз в неделю, по выходным, мы перебираем игрушки (сортируем), рисунки (сканируем и выбрасываем) и одежду (развешиваем, что завалилось и уносим в стирку запятнанное). Я немного контролирую процесс, но в целом Лида убирается сама. Для этого у нее есть подробные планы, развешанные по всему залу. Я их составила и напечатала, а Лида раскрасила. А ещё список утренних рутин и шпаргалка, как одеться на улицу зимой.




Стимул за самостоятельно наведённый порядок - что-нибудь вкусное-магазинное: шоколадное яйцо, чупа-чупс или творожок с шоколадными шариками. Такие сладости мы покупаем редко, дома чаще всего обычное печенье и мои кексы.

Такие списки, если ребёнок умеет читать - великое дело. Сначала Лида про них забывала, и я каждый раз отсылала её к списку:
- Мама, а что дальше делать?
- Посмотри в списке.

Наглядность тут очень важна. А больше всего я ценю в таких листах, что записанные и вывешенные пункты становятся объективным, непреложным правилом. Лида намного меньше торгуется (вроде "Это сделаю, а это не буду"). И мама не выглядит таким занудным цербером, моя обязанность - проверить, чтобы уборка была выполнена по правилам, а не проговаривать и утверждать их каждый раз заново.
Ради этого же я делала Лиде наглядный органайзер дня и расписание недели (садик, кружки, банный день). Друг другу мы тоже пишем на стене (не Вконтакте).




Результат всей этой работы стоит: иногда случаются счастливые дни, когда Лида сама убирается (по памяти или со списком), а я только прихожу проверить и наградить.

Это всё прекрасно, - скажете вы, - но как убедить ребёнка убраться? Начать, несмотря на пугающий объём работы и довести дело до конца? Это хороший вопрос, тем более что Лида - ужасная резинщица. Она берёт одну игрушку, задумывается и так проходит полчаса. Если стоять над душой и рычать - к концу уборки я превращаюсь в дракона и, чтобы принять человеческий облик, мне нужен стакан валерьянки.

Тут у нас два волшебных средства. Первое - помочь Лиде сосредоточиться на нужном занятии. Если я могу побыть рядом, то не подгоняю её прямыми командами, а спрашиваю: "Лида, что ты сейчас делаешь?". Обычно она тут же отвечает: "Ой!" и ускоряется на 5 минут. Еще хорошая фраза (помогает, когда Лида долго одевается/раздевается, глазея по сторонам и зависая): "Сконцентрируйся на том, что ты делаешь". Тут тоже не мешает переспросить, что именно она делает, чтобы вернуть ребёнка на землю.

В случае с уборкой, которую нужно сделать быстро, не затягивая, помогают два волшебных средства: таймер и стимул временных границ. Мы спрашиваем Лиду, сколько времени ей нужно, чтобы убраться в комнате и ставим таймер. Раньше - на планшете в виде песочных часов (там время утекает наглядно), сейчас ставим механический, в виде цыплёнка. Он тикает и напоминает о том, что время проходит.




Я специально искала живой и забавный таймер, чтобы подружить Лиду со временем. Не всё сразу получилось: сначала из-за его пронзительного звонка Лида расстраивалась, когда не успевала. Тогда цыплёнка сослали в ванную и там заводили на 20 минут (Лиде принять душ, вытереться, переодеться в пижаму и почистить зубы). Со временем она стала мыться быстро и опального цыплёнка вернули помогать в уборке. Сейчас Лида сама прикидывает время и заводит себе таймер, чтобы убраться.

Но таймер "не работает", если не назначить стимул (кнут или пряник). Если успеешь убрать игрушки за это время - почитаем на страничку больше, если не успеваешь убраться и сделать вечерние рутины до 9 - чтения не будет. Бывают исключения, когда приезжают бабушки-дедушки и просто гости. Но в среднем в 9 вечера мы укладываем Луку и читаем Лиде. В 9:30 Лида ложится в кровать и слушает сказку. При хорошем раскладе с 9:30 у меня есть свободное время, чтобы принять душ, запланировать завтрашний день и закончить мелкие дела.

Конечно, мы используем и игровые приёмы. Например, такой: только что в комнате был бардак, а сейчас чистота и порядок. Волшебство? Лида - волшебница! Ещё один весомый аргумент - наши с Юрой эмоции: важно радоваться наведённому порядку и удивляться быстроте уборки.

В общем, порядок и организованность - это каждодневная борьба и работа. Хочется верить, что, когда Лука подрастёт, Лиды уже будет порядочной занудой. И ,в свою очередь, займётся воспитанием брата. А мы с Юрой будем почивать на лаврах… Аккуратно сложенных в стопочку.

Лида растёт, Лида, быт, общие вопросы воспитания

Previous post Next post
Up