Две полноправных мифологии и зомби-апокалипсис

Apr 08, 2015 15:00

Древность

Мы уже писали, что Лида часто пересказывает мифы Древней Греции, чтобы повторить волнующую её историю. Первым был период влюблённости в Одиссея.




Вот интересно, в чём притягательность одиссеи?
Это один из метатекстов европейской культуры, и он практически никого он не оставляет равнодушным. Может быть, потому что одиссея - и рассказ об экзотическом путешествии, и история трансформации героя, оставшегося верным ядру своей личности.
Кольцевая композиция "дом - странствия - дом" задаёт определённую структуру восприятия сюжета.
Мы не сомневаемся, что Одиссей вернётся домой. Вопрос - каким и как?

Ещё до путешествия он выделялся среди других. "Хитроумный" Одиссей - первый интеллигент эпоса: он побеждает не грубой силой, а умом. К тому же его образ не плоский, а многоплановый: в нём перемешаны и уравновешены достоинства и аморальные качества. Одиссей и умён, и хитёр; верен товарищам, обладает прекрасным воображением; он предприимчив и умеет воплощать свои идеи и убеждать в их успехе других.

Это первый серьёзный мистификатор и проект-менеджер (приём с троянским конём). Но он не прощает обиды, даже справедливой: в таких ситуациях коварен до подлости и беспощаден (история с подброшенным золотом). И всё же очень обаятельный тип. Такая сложность характера - это уже свойство полноценного реалистического литературного образа. Одиссей возвращается домой по-прежнему хитроумным и сильным духом, но после долгих странствий он намного богаче своих соплеменников в плане мировоззрения и жизненного опыта.

Потом лидиным героем стал Геракл.




Кстати тут её больше впечатляют не подвиги, а драматическая история ревности Деяниры. Хотя архетип героя-силача, всепобеждающего - очень мощный. Он близок любому человеку и снимает внутреннюю тревожность, как и мультики про Тома и Джерри (или "Ну, погоди").

Иногда она задаёт вопросы вроде: "Мама, а если греки остались и сейчас живут в Греции, то куда же делись троянцы?".
Порой бывает в замешательстве, но всегда чётко раскладывает сюжеты и имена по полочкам: "Зевс убил Тифона, а Аполлон - Пифона. И там, и там чудовище".

"А у Гефеста, кстати был сын! Знаешь, как его звали?".
Все эти мифические родословные (кто кому сын и брат) - любимейшая её тема.
"Мама, представляешь: Персей, Геракл и Аполлон - братья, хотя некоторые из них и простые смертные!".

Всё это, разумеется, здорово развивает речь, лексический запас. Недавно она рассказывала, как Зевс "свергнул Крона". Мы уточнили, что такое "свергнуть", и Лида легко сформулировала "свергнул - значит, отнял власть". Или, пересказывая историю об аргонавтах (эпизод со сталкивающимися скалами), она легко оперирует словами "невредимый", "избегнуть смерти".

Ещё один приятный момент: Лида потихоньку, с моей, конечно, подачи, сравнивает сюжеты мифов разных народов. Например, мифы о великом потопе (Ной и его жена в христианской мифологии / Девкалион и Пирра в греческой), или героев: Прометей и Христос, Самсон и Геракл. Обычно это происходит в форме игры: я рассказываю новый миф, или предлагаю героя, а Лида находит древнегреческую аналогию.

Как-то раз она даже слушала со мной лекции Ю. Березкина о территориальных миграциях мифических сюжетов. Курс был не очень мудрёный, лектор говорил ярко, и Лида даже кое-что оттуда запомнила и повторяла.




Древнегреческая мифология - это система текстов, полноценный дискурс: в ней всё взаимосвязано, подчиняется своеобразной логике и выдержано в едином стиле (в том числе благодаря редакции Куна).
Сейчас Лиде интересно проводить параллели между греческими и римскими богами, она часто спрашивает аналоги имён. Недавно в кабинете нотариуса я сфотографировала для неё Фемиду.





Современность


"Папа, приклей, пожалуйста, кьютимарк Трайрэйд и Рэйнбоудэш".
Вам понятно о чём речь?

Ещё один цикл историй, которые Лида нам неустанно рассказывает, - это сюжеты мультисериала «My Little Pony» - о принцессах-пони, обладающих волшебными способностями. Оказывается, "Трайрэйд - такая глупышка: всё время носит с собой книжки и живёт в библиотеке!". А "чёрная королева однажды заточила принцессу Силиси в башню" (или в банку).

Есть один верный показатель важности чего-либо для Лиды - тематические рисунки.
Помните живописный цикл на античные темы? А сюжет мультика "Холодное сердце" Лида до сих пор рисует в разных интерпретациях. Например, так.




В чистом виде дуальная картина мира, вполне мифологическая. И ведь тут всё верно: орёл - солярный символ-тотем (египетский ястреб Гор и орёл Зевса), а летучая мышь соотносится с лунной, иньской, холодной, ночной символикой. Поразительно, как глубоко дети чувствуют архетипы.

Принцесс-пони Лида рисует часто, и эти рисунки тщательно проработаны (что тоже показатель серьёзного отношения к теме).




А вот радуга, которую делает пони Рэйнбоудэш.




И, конечно же, как все девочки, Лида многое отдаст за игрушечную фигурку любимых героев. Сейчас у нее есть такие.




Сначала я относилась рассказам о приключениях принцесс-лошадок свысока. Но постепенно поняла, что волшебный пони-мир довольно подробно описан и логично устроен. В нём много ярких образов, делающих честь любой мифологии. Там, например, есть герой Дискорт - с головой пони и телом змеи. Или жуткий пони без головы: если он встретится с любым другим героем, того никто больше никогда не увидит.

Какая же этом мифология, спросите вы - просто пересказ мультика. А вот и нет: Лида никогда этот мультик не видела, а сюжетов его знает миллион. Откуда? Да это в чистом виде устное народное творчество: "девочки в садике рассказали".

Мы пока не спешим показывать Лиде 4 сезона сериала, просто наслаждаемся устным народным творчеством. Лида еженедельно приносит из садика новости о Трайрэйд, Силиси и Рэйнбоудэш (произношение информанта сохранено). Это тоже дискурс, который, в отличие от греческой мифологии, Лиде есть с кем обсудить.

С лидиным интересом к тщательно разработанному, яркому и доброму Понивиллю я согласна. Но современный детский фольклор не так уж безобиден. Из его глубин нас атакуют жуткие существа - популярные в среде девочек куклы "Monster High".



Как-то раз лидина крёстная позвонила мне из магазина - узнать, что купить девочке в подарок. Я подсказала, что Лида хочет русалку, но попросила ни в коем случае не покупать кукол из серии "Monster High". Лена дошла до этой полки и возопила "Чур меня! Вижу её - с зелёным лицом и хвостом! Утопленница!".



Лида не видела мультфильм "Школа монстров", и у неё нет куклы. Но через мифы и легенды детского сада эти фэшн-зомби уже проникли в сознание нашей дочери. Сначала я думала, что неглубоко. Однако недавно она притащила из детской комнаты в моём фитнес-клубе раскраску с "девочкой монстр хай": раскрасила, вырезала и организовала объёмную поделку - поляну, на которой чудовище собирает ягодки.




Впечатляет?
После этих кукол древнегреческие сюжеты - просто детские сказки.
Хотя, должна признать, что и эти изящные монстры вполне мифологичны: суккубы, ведьмы, русалки в исходном значении (утопленницы) и всяческие заложные покойники женского пола (гоголевская панночка из "Майской ночи" или прекрасная ведьма из "Вия") на современный лад выглядели бы именно так.

сказка, Лида растёт, Древняя Греция, Лида, фольклор

Previous post Next post
Up