Древность
Мы уже писали, что Лида часто пересказывает мифы Древней Греции, чтобы повторить волнующую её историю. Первым был период влюблённости в Одиссея.
Вот интересно, в чём притягательность одиссеи?
Это один из метатекстов европейской культуры, и он практически никого он не оставляет равнодушным. Может быть, потому что одиссея - и рассказ об экзотическом путешествии, и история трансформации героя, оставшегося верным ядру своей личности.
Кольцевая композиция "дом - странствия - дом" задаёт определённую структуру восприятия сюжета.
Мы не сомневаемся, что Одиссей вернётся домой. Вопрос - каким и как?
Ещё до путешествия он выделялся среди других. "Хитроумный" Одиссей - первый интеллигент эпоса: он побеждает не грубой силой, а умом. К тому же его образ не плоский, а многоплановый: в нём перемешаны и уравновешены достоинства и аморальные качества. Одиссей и умён, и хитёр; верен товарищам, обладает прекрасным воображением; он предприимчив и умеет воплощать свои идеи и убеждать в их успехе других.
Это первый серьёзный мистификатор и проект-менеджер (приём с троянским конём). Но он не прощает обиды, даже справедливой: в таких ситуациях коварен до подлости и беспощаден (история с подброшенным золотом). И всё же очень обаятельный тип. Такая сложность характера - это уже свойство полноценного реалистического литературного образа. Одиссей возвращается домой по-прежнему хитроумным и сильным духом, но после долгих странствий он намного богаче своих соплеменников в плане мировоззрения и жизненного опыта.
Потом лидиным героем стал Геракл.
Кстати тут её больше впечатляют не подвиги, а драматическая история ревности Деяниры. Хотя архетип героя-силача, всепобеждающего - очень мощный. Он близок любому человеку и снимает внутреннюю тревожность, как и мультики про Тома и Джерри (или "Ну, погоди").
Иногда она задаёт вопросы вроде: "Мама, а если греки остались и сейчас живут в Греции, то куда же делись троянцы?".
Порой бывает в замешательстве, но всегда чётко раскладывает сюжеты и имена по полочкам: "Зевс убил Тифона, а Аполлон - Пифона. И там, и там чудовище".
"А у Гефеста, кстати был сын! Знаешь, как его звали?".
Все эти мифические родословные (кто кому сын и брат) - любимейшая её тема.
"Мама, представляешь: Персей, Геракл и Аполлон - братья, хотя некоторые из них и простые смертные!".
Всё это, разумеется, здорово развивает речь, лексический запас. Недавно она рассказывала, как Зевс "свергнул Крона". Мы уточнили, что такое "свергнуть", и Лида легко сформулировала "свергнул - значит, отнял власть". Или, пересказывая историю об аргонавтах (эпизод со сталкивающимися скалами), она легко оперирует словами "невредимый", "избегнуть смерти".
Ещё один приятный момент: Лида потихоньку, с моей, конечно, подачи, сравнивает сюжеты мифов разных народов. Например, мифы о великом потопе (Ной и его жена в христианской мифологии / Девкалион и Пирра в греческой), или героев: Прометей и Христос, Самсон и Геракл. Обычно это происходит в форме игры: я рассказываю новый миф, или предлагаю героя, а Лида находит древнегреческую аналогию.
Как-то раз она даже слушала со мной лекции Ю. Березкина о территориальных миграциях мифических сюжетов. Курс был не очень мудрёный, лектор говорил ярко, и Лида даже кое-что оттуда запомнила и повторяла.
Древнегреческая мифология - это система текстов, полноценный дискурс: в ней всё взаимосвязано, подчиняется своеобразной логике и выдержано в едином стиле (в том числе благодаря редакции Куна).
Сейчас Лиде интересно проводить параллели между греческими и римскими богами, она часто спрашивает аналоги имён. Недавно в кабинете нотариуса я сфотографировала для неё Фемиду.
Современность
"Папа, приклей, пожалуйста, кьютимарк Трайрэйд и Рэйнбоудэш".
Вам понятно о чём речь?
Ещё один цикл историй, которые Лида нам неустанно рассказывает, - это сюжеты мультисериала «
My Little Pony» - о принцессах-пони, обладающих волшебными способностями. Оказывается, "Трайрэйд - такая глупышка: всё время носит с собой книжки и живёт в библиотеке!". А "чёрная королева однажды заточила принцессу Силиси в башню" (или в банку).
Есть один верный показатель важности чего-либо для Лиды - тематические рисунки.
Помните живописный цикл на античные темы? А сюжет мультика "Холодное сердце" Лида до сих пор рисует в разных интерпретациях. Например, так.
В чистом виде дуальная картина мира, вполне мифологическая. И ведь тут всё верно: орёл - солярный символ-тотем (египетский ястреб Гор и орёл Зевса), а летучая мышь соотносится с лунной, иньской, холодной, ночной символикой. Поразительно, как глубоко дети чувствуют архетипы.
Принцесс-пони Лида рисует часто, и эти рисунки тщательно проработаны (что тоже показатель серьёзного отношения к теме).
А вот радуга, которую делает пони Рэйнбоудэш.
И, конечно же, как все девочки, Лида многое отдаст за игрушечную фигурку любимых героев. Сейчас у нее есть такие.
Сначала я относилась рассказам о приключениях принцесс-лошадок свысока. Но постепенно поняла, что волшебный пони-мир довольно подробно описан и логично устроен. В нём много ярких образов, делающих честь любой мифологии. Там, например, есть герой Дискорт - с головой пони и телом змеи. Или жуткий пони без головы: если он встретится с любым другим героем, того никто больше никогда не увидит.
Какая же этом мифология, спросите вы - просто пересказ мультика. А вот и нет: Лида никогда этот мультик не видела, а сюжетов его знает миллион. Откуда? Да это в чистом виде устное народное творчество: "девочки в садике рассказали".
Мы пока не спешим показывать Лиде 4 сезона сериала, просто наслаждаемся устным народным творчеством. Лида еженедельно приносит из садика новости о Трайрэйд, Силиси и Рэйнбоудэш (произношение информанта сохранено). Это тоже дискурс, который, в отличие от греческой мифологии, Лиде есть с кем обсудить.
С лидиным интересом к тщательно разработанному, яркому и доброму Понивиллю я согласна. Но современный детский фольклор не так уж безобиден. Из его глубин нас атакуют жуткие существа - популярные в среде девочек куклы
"Monster High".
Как-то раз лидина крёстная позвонила мне из магазина - узнать, что купить девочке в подарок. Я подсказала, что Лида хочет русалку, но попросила ни в коем случае не покупать кукол из серии "Monster High". Лена дошла до этой полки и возопила "Чур меня! Вижу её - с зелёным лицом и хвостом! Утопленница!".
Лида не видела мультфильм "Школа монстров", и у неё нет куклы. Но через мифы и легенды детского сада эти фэшн-зомби уже проникли в сознание нашей дочери. Сначала я думала, что неглубоко. Однако недавно она притащила из детской комнаты в моём фитнес-клубе раскраску с "девочкой монстр хай": раскрасила, вырезала и организовала объёмную поделку - поляну, на которой чудовище собирает ягодки.
Впечатляет?
После этих кукол древнегреческие сюжеты - просто детские сказки.
Хотя, должна признать, что и эти изящные монстры вполне мифологичны: суккубы, ведьмы, русалки в исходном значении (утопленницы) и всяческие заложные покойники женского пола (гоголевская панночка из "Майской ночи" или прекрасная ведьма из "Вия") на современный лад выглядели бы именно так.