Где живут амазонки?

Mar 25, 2015 16:28

В прошлое воскресенье мы с Лидой, Женей и Кирой ходили на детскую экскурсию в Нижний парк. В программе было заявлен рассказ о скульптурах Большого каскада, а поскольку там сплошь античные аллюзии, я решила, что Лиде будет интересно.

Перед началом экскурсии Женя вручила девчонкам по чупа-чупсу и они присоединились к группе, всем свои видом опровергая принадлежность к воспитанным петербургским детям, взращённым в музех и театрах.




Экскурсия началась у правого входа в Нижний парк. Было 8 детей и примерно столько же сопровождающих взрослых. Нам немного рассказали о Петре, о том, как он основал парк и как в несколько этапов, при разных правителях строился Большой дворец.




Наконец зашла речь о скульптурах каскада.




Когда экскурсовод сказала, что большинство фигур изображают древнегреческих и древнеримских богов, Лида навострила уши. И началась древнегреческая комедия (или клоунада?): в главных ролях Лида и экскурсовод Ольга, родители и остальные дети - в качестве хора.

"Дети, кто знает, кого изображает эта статуя?"
"Да это Персей", - сказала Лида, ненадолго вынув чупа-чупс изо рта.
"А как ты узнала?". "У него в руках голова Горгоны Медузы и меч Гермеса", - лаконично пояснила Лида.




"А эта женщина с колосьями в руках - что за богиня?".
"Это богиня плодородия, - сказал один мальчик лет семи, - только я не помню, как её зовут".
"Уфф", - выдохнула я: не только у меня такая дочь-зануда. Но оказалось, что мальчик - сын экскурсовода, не раз прослушавший всю её программу.

"Да это Деметра - ты что, забыл?" - удивилась Лида.
Экскурсовод уточнила, что ее вернее называть Церерой, поскольку статуи делались с римских копий. И тут возник терминологический спор: когда было объявлено, что статуя со свирелью - это Фавн, бог полей и лесов, Лида возразила, что бога полей и лесов в мифах Древней Греции звали Паном. Но согласилась с объясненим о дублировании греческих богов римскими, с нюансами в именах.




Она благосклонно выслушала, что Зевса римляне называли Юпитером, Афродиту ­- Венерой. Наконец Ольга спросила, кого изображает скульптура женщины с луком. Лида тут же определила ее как амазонку.
"А кто знает, где жили амазонки?", - неосторожно спросила экскурсовод.
"Я знаю, - звонко сказала Лида. - Амазонки жили на берегах Эвксинского понта!" И победно потрясла чупа-чупсом.

Пауза и гробовое молчание.
Я прячу от родителей глаза: мне впервые стыдно за свою дочь.

Это был эвксинский понт - в лучших традициях семьи Кириенко. Сначала я думала, что только Юра никогда не упустит возможности вставить в разговор что-нибудь заумное. Но потом познакомилась со всем мужским составом семьи (папа, Боря и Сергей) и поняла: промолчать, зная что-нибудь эдакое по теме разговора, они просто не в силах. Истина жжёт им язык, как пушкинский глагол. Поэтому при любой удобной возможности мужчины Кириенко изрекают что-нибудь высокоинтеллектуальное и наслаждаются реакцией окружающих.

Слава Богу, Лука молчал. А ведь он тоже в последнее время поневоле часами слушает мифы и легенды Древней Греции.




"Да-да, - нашлась экскурсовод, - то есть они жили как раз в Древней Греции". Тут Лида еще уточнила, что Троя сейчас находится на территории другой страны - Турции. Экскурсовод предпочла не вникать в подробности. А я подозвала дочь и попросила её говорить, только когда задают вопросы.

Остальные экскурсанты были дети как дети: их больше занимала кошка, нежившаяся на краю фонтана, чем все древниримские и древнегреческие боги вместе взятые.







Лида же ввязалась в терминологические прения и троллила экскурсовода, как позже выснилось.
Мы спустились о Каскада вниз, прошли через мостик. На аллеях дети играли в подвижные игры по принципу эстафеты (хорошее дополнение к экскурсии).




В Нижнем парке, как обычно в несезонный месяц, среди посетителей больше всего китайцев. Я их с удовольствием разглядываю и слушаю - ностальгия!




Около Фаворитного фонтана мы отколоись от группы, забрали детей и увели их пить чай. Экскурсовод попрощалась с облегчением.

На обратном пути я спросила: "Хорошо что сходили? Много нового узнали!".
"Да, - согласилась Лида. - Вот только тётя Оля не во всём была права. Например, она сказала, что Геракл снял шкуру с немейского льва и носил ее как плащ. Но это было не так: он снял шкуру с киферонского льва, когда был ещё юношей и пас стада на склонах лесистого Киферона. Снял и надел как плащ, связав лапы на груди. А немейского льва он просто победил и принёс на плечах в Микены трусливому Эврисфею. А шкуру с него не снимал".

"Может, тётя Оля об этом просто забыла?" - предположила я, слегка ошарашенная тем, что и сама таких тонкостей не знала. "Когда я ей напомнила, она не согласилась и настаивала на своём", - посетовала Лида. Ещё одна фамильная черта Кириенко: если человек что-то неправильно сказал (исказил факт, особенно научный), непременно нужно объяснить, что он неправ. Потому что непогрешимость истины для Кириенко дороже всего на свете.




Что тут сказать? Я попыталась объяснить Лиде, что не стоит поправлять ошибки людей прилюдно (особенно профессиональных лидеров группы - учителей, воспитателей, экскурсоводов) - чтобы не подрывать их авторитет. Что обычно они на это болезненно реагируют. Что такие вещи нужно говорить наедине или не говорить вовсе, если от этого не зависят важные решения.

Не знаю, насколько убедила.
В конце-концов Лида сказала, чтона экскурсии ещё пойдёт, особенно если я буду, как сегодня, братьс собой чай с печеньками. Правда, я не уверена, что нас снова возьмут :)

Нижний парк, Древняя Греция, Лида, чтение, Юля, фольклор

Previous post Next post
Up