Я решила более последовательно и подробно писать о лидиных фольклорных занятиях. Вдруг когда-нибудь кому-то это пригодится как методические инструкции.
Может, даже и мне :)
Последний январский урок был по временам года.
На рукодельной части дети лепили из пластилина миниатюры о сезонах. Нужно было тонко раскатать колбаску и свернуть ее в виде символа любого сезона: цветка, листика, снежинки. Готовые миниатюры вешали на волшебный коврик (тканый из полос ветоши на бёрдо). Сама работа немудрёная, вполне доступная дошкольнику, а коллективный результат очень красивый.
Лида с трудом раскатывает тонкие колбаски: не хватает терпения, а сам узор выкладывает увлечённо. Красный лист вверху коврика - её миниатюра.
Вторая часть проходила в форме игры-инсценировки по крошечной сказке В.И. Даля "Старик-годовик".
Вышел старик-годовик.
Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой станет темным-темно.
Ведущая Аня постепенно рассказывает сказку.
Старик-годовик (в центре) стучит посохом один раз, и рассказчица вызывает троих детей, набрасывает им на плечи белые платки, даёт в руки бумажные снежинки. Птицы щебечут и летят хороводом вокруг старика-годовика, поют песенку, сыплют снег.
Детям очень понравился этот этап игры. Он повторялся 4 раза, все успели поучаствовать. Вторая тройка птиц - с цветастыми крыльями - символизирует весну ("Жаворонок-жаворонок, вот твой брат..."). Третья, с красными крылышками - лето. Последние птицы - с крыльями жёлто-коричневых тонов. Каждой тройке - своя песенка, без их звучания, конечно, сложно передать волшебство действия.
Потом Аня загадывала детям загадки (финал сказки Даля).
Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Какие семь перьев в каждом крыле?
Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?
Здесь тоже удачный приём: не просто скучные "вопросы по тексту", чем грешат школьные учебники (прочитал - перескажи), а маленькие творческие задачки - на логику, интепретацию текста и на воображение. А в форме фольклорного жанра загадки они хорошо сочетаются со сказочным текстом и имитационной игрой.
Напоследок была ещё пара хороводных игр: "Дядя Трифон" и "Утица".
.
Такие игровые хороводы хороши для развития кинетического интеллекта, который, если верить Глену Доману, закладывается до шести лет (но после трёх уже поздно, хи-хи).
Даль, конечно, крутецкий писатель.
Сказка очень удачная, чтобы поэтично рассказать детям о временах года. Кто-то может придраться, что она не совсем понятна - не такая схематичная, как стандартные детские иллюстрации на тему сезонов. Я скажу: да, это сложная метафора. Но она многоуровневая, глубокая и работает сразу в нескольких направлениях: восприятие и интепретация художественного текста, интуитивное понятие о фольклорных жанрах, музыкально-ритмическое развитие, абстрактное мышление итд, итд.
Кстати,
здесь можно прочесть сказку онлайн с красивыми картинками.
А ещё интересно посмотреть, как выглядит старик-годовик и его птицы у разных иллюстраторов.
Кому какой больше понравился?
Птицы могут быть четырёхкрылыми, по описанию Даля.
А могут быть и свободной фантазией художника, тоже весьма достоверной.