Уже не первое столетие российский образованный слой воспроизводит в некотором количестве "ксенопатриотов", или "ксенополитов" ("ксенополиты" - термин известного публициста Максима Соколова - во всяком случае, я у него подсмотрел лет так ещё 10-15 назад, кажется). Предлагаю своё объяснение, почему это происходит. Оно не претендует на то, чтобы быть исчерпывающим, оно заведомо спорно. И я даже не уверен, что оно оригинально. Наконец, это сейчас звучит и неактуально, поскольку тут кризис, вирус, угроза турецкой войны и прочее. Но это имеет отношение к нашему культурному провалу, о котором я упоминал
здесь.
Итак, "виновата" в генерировании ксенопатриотов русская литература, шире - русская культура, точнее - отсутствие в ней одного сегмента, важного для формирования личности и мировоззрения, закладывающихся в "нежном возрасте".
У Чехова есть рассказ "Мальчики"...
Там гимназисты собираются бежать в Америку, к индейцам, за приключениями. Один гимназист называет себя Монтигомо - Ястребиный коготь. Понятно, ребята начитались Майн Рида и Купера про дикий американский Запад и решили свалить туда. Их, конечно, ловят на первой же железнодорожной станции, но сейчас не об этом.
Интересно то, что русские ребята бегут в Америку, а не в родную Сибирь. Где те же "индейцы" и золотоискатели и можно словить точно такие же приключения на свою пятую точку. Но Сибирь они рассматривают лишь в качестве транзитной территории - бежать в Америку они через Сибирь собрались. И понятно, причина в том, что для нашей Сибири, Севера, Дальнего Востока своих Ридов и Куперов не нашлось. Либо они были, но остались "нераскрученными". Так что, интереса к Сибири у детей и подростков вызвать было некому - в их картине мира там, разве что, каторга, а в Америке - индейцы и движуха.
Пару-тройку последних веков поколения русских, потом советских, потом... (впрочем, про "потом", или постсоветское время - чуть позже) детей и подростков из образованного слоя много читали. И, понятно, весомое место в круге чтения занимала приключенческая литература. Остальное, как правило, в этом возрасте не так интересно. И кто это был? Те же Рид, Купер, Буссенар, Конан Дойль, Жюль Верн, Джек Лондон, Вальтер Скотт, Рафаэль Сабатини, Александр Дюма, Киплинг... Англосаксы с французами. А где наши-то? Назовите кого-нибудь.
Я ни в коем случае не утверждаю, что эти авторы плохи, и что произведения их плохи - наоборот, они хорошие, и это хорошо, что они были. Но они всё-таки пишут о своём, все действия разворачиваются на их землях и морях, их герои принадлежат их народам, они мыслят и смотрят на мир в своей манере. А, поскольку в юном возрасте человек более наивен, впечатлителен, мечтателен и более склонен погружаться в произведение и отождествлять себя с его героями, то эти люди становятся для читателя своими, представителями своего народа, и их земля как бы своей. И это закладывается где-то в глубине сознания. Романтический образ западных стран и западных людей и восприятие их как своих родных.
А Россия? Что за образ России можно было получить из нашей же печатной продукции? Да, вот каторга. Баре и холопы. Щи с тараканами. Ничего привлекательного. Там рыцари на зелёных лужайках бьются, здесь на конюшне порют. Там капитан Блад рассекает простор Карибского моря, здесь свинья в луже валяется. Романтическому образу России и русских людей неоткуда было взяться, его никто не нарисовал (или пусть нарисовал, но до широкой публики это не дошло). Вся романтика - там, на Западе.
Понятно, что человек растёт, перерастает детскую литературу и детское мировосприятие, но картинка где-то "в подсознании" остаётся и может диктовать человеку взгляд на мир, причём даже незаметно для него самого. Тем более, "западникам" вообще свойственен некоторый психологический инфантилизм.
Помню ещё, как-то в ЖЖ Сергея Лукьяненко ("Доктор Пилюлькин", который он, как я понимаю, удалил) была дискуссия на сходную тему. Один из комментаторов сказал, что мы проиграли Холодную войну потому, что Алиса Селезнёва явно проигрывала Люку Скайуокеру, поскольку он сражался с реальным Вселенским инфернальным Злом, а она - против каких-то комичных злодеев, пьющих кефир. Думаю, он во многом прав.
Сейчас же всё примерно то же самое, только, боюсь, ещё хуже. Информационной открытости больше, при этом, Запад (точнее, главным образом, Англосаксонский мир) свою культурную продукцию, по-прежнему, выдаёт огромными объёмами, а наша в смысле чего-то для детей, подростков и романтиков загнулась, кажется, совсем. Никакой тебе даже Алисы Селезнёвой. Толкин, Клайв Льюис, опять же, Гарри Поттер, да и Люк Скайуокер никуда не делся пока... Вообще огромный объём кино- и печатной продукции такого рода. И ничего конкурентоспособного (точнее - просто ничего) нашего русского, происходящего с родными героями и на родной земле, нет. И всё романтическое, героическое, увлекательное ассоциируется, вольно или невольно, с западным миром. Так что родина - там, а здесь не пойми чего, какое-то недоразумение.
И тут, наверно, есть какая-то глубокая причина. У нас такого, вероятно, делать не умеют и не хотят. Как не было русских Конан Дойлей, Джек Лондонов и Жюль Вернов, так и нет русских Толкинов или, хотя бы, Джоанн Роулинг. У нас, конечно, великая литература или даже величайшая в мире (была, во всяком случае), но она вся исключительно серьёзна, вся для взрослых. Но до неё ещё дорасти надо, а, пока дорастёшь... Многие вообще не дорастают. Понятно, что никаким "госзаказом" и, тем более, никакими запретами вопрос не решишь. Наверно, с этим жить.