Новые янычары

Mar 06, 2014 17:00

Оригинал взят у asriyan в ЗАЧЕМ УКРАИНЕ НОВОРОССИЯ?
Для внешнего наблюдателя, не погруженного в историю процесса, вынесенный в заголовок вопрос ответа не имеет. Отношения Украины и Новоросии исчерпывающе описывается старой идиомой про чемодан без ручки - «нести неудобно, а бросить жалко ( Read more... )

этнография, Украина, Россия и Европа, Россия, Россия и Запад, русские, война, политика, общество

Leave a comment

david_gor March 24 2014, 23:50:05 UTC
Действительно интересно. В первую очередь интересно как образец непонимания того, что происходит.

Процессы этногенеза никогда не идут по одним лекалам. Не надо брать за правильный образец русскую модель, в которой кривичи, древляне и прочие угры слились в монолитный народ (да и не монолитный он, если присмотреться - хотя бы на тех же поморов взглянуть).

Но если не встать на позицию "мы сформировались, а грузины ещё нет", то тогда станет ясно насколько ошибочно всё, что сейчас делает Кремль. Иными словами, текст подсознательно подогнан под то, чтобы, если не оправдать, то хотя бы объяснить действия России. Выставить эти действия вынужденными. Мол, мы этого не хотели, но иначе было нельзя.
Можно иначе. А ещё правильнее будет сказать, что нужно иначе.

Надо быть грузином, чтобы увидеть эту ошибку автора. Всё средневековье грузинская церковь только тем и занималась, что отрабатывала идею единства разных народов. Совершенно разных. Непохожих. Разных по крови, по языку, по культуре, по религии. И в то же время единых в духе. Конечно, утверждать не могу, но, наверное, ни в одной стране священство не уделяло столько сил и внимания анализу таких явлений, как месть, некровное родство, понимание и уважение чужих ценностей и т.д. И это не имеет ничего общего ни с толерантностью, ни с мультикультурализмом. Я даже скажу, что это антитолерантное и антимультикультурное понимание терпимости, сострадания и сопричастности. Грузия - этноцентричная страна, в которой происхождение человека имеет непоследнее значение. Но при этом есть глубинное понимание того, что никогда и ни в чём происхождение не должно становится причиной ущемления или отторжения человека в общении. Аналог русской пословицы "Встречают по одёжке, а провожают по уму" в грузинском варианте подменяет одёжку происхождением, а провожание взаимодействием (общим деланием). И смысл тоже сводится к тому, что происхождение важно при знакомстве, а в делах важны поступки.

Пусть это покажется невоспитанностью, но я скажу, что в русской культуре эти вопросы не проработаны на том уровне, на котором это перепрожито и перевыстрадано в грузинской культуре. У русских, видимо, были другие задачи. Мне даже слов не хватает в русском языке, чтобы эти проблемы и их решения раскрыть. Видимо не нужны были русским такие слова. Грузины на уровне пословиц понимают, что помощник, который принимает решения вместо хозяина хуже врага (очень плохой перевод уже потому, что для обозначения такого помощника есть специальное слово).

Вопрос такой, что я вынужден отослать ко всему корпусу моих последних текстов. Я очень редко так пишу, но сейчас время такое исключительное, когда даже при всём понимании того, что не надо бы так писать, всё равно писать приходится.

Очень тревожное время. Что же до грузинского этногенеза, то этногенез грузин завершился ещё до того, как грузины срифмовали:

ქართლ, კახეთი, იმერეთი, გურია და სამეგრელო,
რაჭა-ლეჩხუმ, ჯავახეთი და მესხეთი სასახელო,
ხევი, თუშ-ფშავ-ხევსურეთი, სვანეთი და აფხაზეთი,
ძველი ტაო, იმერხევი, საინგილო და ლაზეთი,
მთიულეთი-საარაკო, და აჭარის ზღვა და მდელო,
ყველა ჩემი სამშობლოა, საყვარელი საქართველო

Это детский стишок, в котором срифмованы все уголки Грузии, в которых живут самые разные народы. Заканчивается стихотворение утверждением, что каждый уголок - моя родина. Этот стишок я разучивал в детстве. Мой отец разучивал. И дед. И всегда.

Имеретинцу в голову не придёт утверждать, что Имеретия для имеретинцев. Разве только если ребёнок такое отчебучит и за это сходу полагается увесистый отцовский подзатыльник + повторение стишка, который должен знать каждый грузин.

Я Кахетинец, но Абхазия- моя родина и родина моих детей, независимо от того, какое место рождения отмечено в моём паспорте. Потому, что так указано в третьей строчке стихотворения. И это право задокументировано в миллионах грузиноязычных голов (не только грузин). Так задокументировано, что ни у кого нет ни права, ни возможности этот стишок редактировать.

Как я могу относится к утверждению, что этногенез грузин не завершён? РАзве только улыбнуться невежеству человека, который думает, что у всех должно быть так, как у него.

Reply

kir_degtyarev March 25 2014, 07:07:02 UTC
"Я Кахетинец, но Абхазия- моя родина и родина моих детей, независимо от того, какое место рождения отмечено в моём паспорте. Потому, что так указано в третьей строчке стихотворения. И это право задокументировано в миллионах грузиноязычных голов (не только грузин). Так задокументировано, что ни у кого нет ни права, ни возможности этот стишок редактировать"

Извините, а, собственно, абхазцы в этой картине мира есть?
Одна женщина (тихая, интеллигентная, научный сотрудник АН СССР, потом РАН) лет 20 назад говорила мне с ужасом и недоумением, что ещё в 1970-е были у неё двое грузин - аспирантов, так они на полном серьёзе пытались ей доказать, что абхазцы - существа, биологически неполноценные.
Значит, не получали они подзатыльников в детстве. И Гамсахурдия не получал. И Ной Жордания не получал.
Не исключаю, что Гамсахурдия посадил на трон КГБ, но, для начала, такой человек должен был, как минимум, появиться.

Концепция национализма (нацизма), этнократии, создания этнического монолита, где, собственно, и вера и церковь не нужна - максимум, как дополнительный инструмент этнической консолидации - это уже новая (по историческим меркам) концепция, разумеется, противоречащая тому, чему учит Церковь - и Грузинская, и Русская.
Вот тогда и появляется необходимость этногенеза, так что и автор, быть может, по-своему прав. В рамках христианского вероучения и картины мира это не нужно, когда побеждает национализм - тогда и начинают всех приводить к одному знаменателю.
Россия сейчас, как раз, отстаивает наши старые принципы. В Крыму защищают не только (и не столько) этнических русских - защищают сам принцип.
"Крым всегда был, есть и будет и русским, и украинским, и крымско-татарским. Но он никогда не будет бандеровским" (ничего, что я Путина процитировал?:)))

Вот ещё на тему Крыма:
http://culturolog.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1976&Itemid=20

Reply

david_gor March 25 2014, 20:26:22 UTC
Конечно, абхазы в этой картине есть. И, поверьте, в моей картине они занимают не менее достойное положение, чем крымские татары в той картине, в которой Крым русский.

По крайней мере у меня нет идеи куда-то выселить абхазов. Или что ни будь у них отобрать.Если абхазы тоже хотят считать Абхазию своей родиной (хоть по паспорту, хоть как угодно), то и на здоровье. Но то, что моё - то моё. Вот уж чего, а грузинам вовсе не свойственно отбирать родину у кого бы то ни было (специфика такая). То, что Цхинвали с 20-ти тысячным населением является родиной миллионов грузин, вовсе не значит, что все грузины прямо вот только и мечтают, чтобы поселиться в Цхинвали.

Впрочем, ведь и русские не намерены всем скопом поселиться в Крыму.

Reply


Leave a comment

Up