От Гибралтара до Ормуза

Feb 22, 2011 03:28

Сразу скажу, что за событиями на Ближнем Востоке наблюдаю краем глаза. В подробности не вникаю, "говорящие головы" не слушаю. Что, в этом случае, "в сухом остатке"? Волнения охватили большую часть арабского мира. Кто за этим стоит, гадать не буду. Интересно, что, с одной стороны, охвачен ими почти весь арабский мир. С другой - за его пределы они не вышли почти. Кроме Ирана. Конечно, не берусь утверждать, что не выйдет, но пока так. А Иран, всё-таки, близко, и его арабские ветры и тектонические сдвиги захватывают.
В любом случае - выйдет это далеко за пределы арабского мира или нет, но началось с него и держится уже где-то месяц в его пределах. "Заразить" может кого-то ещё, но началось у арабов. Значит, прежде всего, что-то происходит у них и с ними. Искра ли они мирового пожара или слабое звено в мировой цепи, коллективный субъект или коллективный объект - отдельный вопрос.
Что очевидно? Общность народа, надо полагать. Можно догадаться, что люди, говорящие на понятном друг другу языке и имеющие общую веру, исторические корни и культуру, тесно между собой связаны, способны друг друга "заражать" какими-то настроениями и действовать почти синхронно. "Низы" производят впечатление одного народа. Каковым, в общем-то, и являются. И это находится в диссонансе с "верхами". Арабский народ разделён на примерно 15 государств, по-разному ориентированных внешнеполитически. Как у нас бы сказали, удельных княжеств. Что, как известно, выгодно, в первую очередь, удельным князьям. Или, может, даже только им, а также внешним управляющим.
Политическое разделение можно назвать "наследием колониальной системы". Конечно, арабское политическое единство распалось лет за 1000 до европейских колонизаторов. Принятие ислама и завоевание огромных территорий прошло слишком быстро и успешно. Удержать в VII-Х веках такую огромную территорию под единым началом вряд ли было возможно. Начался распад. Потом была Османская империя, потом европейцы. В итоге - да, в середине XX века арабы вышли в свободное плавание с внутренними границами, "нарезанными" Европой и США. 
Но стремление к восстановлению единства проявилось уже тогда. Был общий враг - Израиль, против которого пытались воевать вместе, правда, безуспешно. Был совместный проект Египта и Сирии - Объединённая арабская республика (ОАР), тоже развалившийся. Сейчас общность проявляется таким образом, каким мы видим.
При желании можно усмотреть параллели с Русью. Мощный рост с принятием христианства, политический распад (тоже - такую большую площадь удержать сложно), покорение и "распил" соседями, воспользовавшимися разобщённостью, долгое и трудное воссоединение.
Что дальше - сказать сложно. Однако даже хаос и анархия могут способствовать росту единства. Во-первых, общая беда. Во-вторых, разрушение барьеров вместе с разрушением государств облегчает создание и развитие панарабских структур.
А для мира в целом всё это может стать катализатором новой волны кризиса. Сдаётся, что "последней соломинкой, сломавшей спину верблюду" мировой экономики в 2008 году, стали цены на нефть. Потом, кризис, обвал, и новый рост к трёхзначным (если в долларах за баррель) высотам. А с началом панарабского кризиса они уже уверенно перешагнули за $ 100 за баррель, двигаясь к предкризисным вершинам середины 2008 года. Сейчас $140, как тогда было, может и не потребоваться, хватит и меньшей нагрузки.

мировой кризис, Ближний Восток, экономика, политика

Previous post Next post
Up