Возобновляемая энергетика и сырьевая ориентация

Jul 03, 2013 01:13

Подробности - в статье:

К.С. Дегтярев. Возобновляемая энергетика в контексте экспортно-сырьевой ориентации российского ТЭК // Сборник трудов X Международной конференции "Возобновляемая и малая энергетика 2013" - с. 124-128.

А также в одноимённом докладе, сделанном на этой конференции, прошедшей в Москве 17-18 июня 2013 года.

Здесь кратко и в вольной форме суть.
Энергетика, использующая возобновляемые источники (солнечная, ветряная, геотермальная, гидроэнергетика, биоэнергетика) ассоциируется с инновациями и возможностями выхода на более высокую ступень технологического и социально-экономического развития.
Другое "общее место" - то, что в России возобновляемая энергетика развита позорно слабо.
Реальность, между тем, несколько сложнее. Есть направления возобновляемой энергетики, развивающиеся в нашей стране весьма активно.
Например, производство древесных пеллет. Мы уже стали одним из крупнейших мировых производителей и экспортёров. Прежде всего именно экспортёров - 80%-90% древесных пеллет, производимых в России, идут на экспорт (в Западную Европу, в последнее время начался выход и на восточноазиатский рынок).
Внутренний же рынок древесных пеллет почти отсутствует - прежде всего, из-за низкого платежеспособного спроса - у потенциальных потребителей, говоря проще, нет денег на приобретение сравнительно дорогих пеллет. Кроме того, не развита инфраструктура, требующаяся для их использования.
Другой пример - рапс и рапсовое масло. Посевы рапса, производство рапса и рапсового масла за последние годы, так же, как и производство древесных пеллет, выросли в несколько раз. При этом, около 50% рапсового масла идёт на экспорт. Также в страны Западной Европы, где есть спрос на биодизель.
Иными словами, в биоэнергетике наша экспортно-сырьевая специализация выражена даже сильнее, чем в "традиционном" секторе ТЭК (нефть, газ, уголь).
Что касается других направлений энергетики на ВИЭ - ветряной, например, то пока рано делать какие-либо выводы, но схожая тенденция намечается. Хорошо это видно на примере развития ветроэнергетики в Калмыкии, о чём говорилось и ранее. Есть интерес к строительству крупных ветропарков, ориентированных на внешнего потребителя. Между тем, это никак не решает задач энергообеспечения тысяч небольших хозяйств Калмыкии.
А поставить небольшие мощности (ветряные, солнечные и другие) для самообеспечения им просто не по карману - у калмыцких чабанов, например, лишних нескольких миллионов рублей (или даже нескольких сотен тысяч рублей), как правило, нет, как несложно догадаться.
Тут прямая аналогия с "нефтегазовой трубой" России в целом, которая тоже ориентирована на экспорт, при том, что с проблемами в энергообеспечении сталкивается значительная часть населения и хозяйств страны.
Вывод из всего этого - без изменений на более глубоком уровне сама по себе возобновляемая энергетика ничего нам не даст - она будет просто встраиваться в общую экспортно-сырьевое направление экономики.
И главное препятствие развития - низкий платежеспособный спрос внутри страны. Просто денег нет у людей и хозяйств, и непонятно, как и когда они появятся. Тем более, возобновляемая (особенно малая) энергетика в значительной степени связана именно с сельским хозяйством, а какие тут "радужные" перспективы в связи с ВТО - известно.
Тут также нельзя не отметить, что очень много было сказано о том, насколько высок природный и технический потенциал развития возобновляемой энергетики в России. Однако из поля зрения выпадает главное в наши дни - рыночный потенциал. Пока у тех, для кого, по идее, предназначена возобновляемая энергетика, просто-напросто нет средств на покупку оборудования и энергоносителей, и нет инструментов зарабатывания и привлечения этих средств, ничего не сдвинется.

энергия, ВИЭ, Россия, энергетика, экономика

Previous post Next post
Up