Элитарно-демографические аспекты образования

Mar 02, 2013 00:51

Из наследия вульгарного антисоветизма, воспоминания о России-которую-мы-потеряли-из-за-проклятых-большевиков:
"Мой прадед преподавал в гимназии - содержал шестерых детей, жена не работала, семья имела повара и няню"
(Владимир Лавров, г.н.с. Ин-та российской истории РАН, д.и.н., академик РАЕН)
Конечно, сразу хочется спросить, кого, в свою очередь, имели повар и няня. Ну, повар ладно - он тоже мог иметь няню, а вот няня?
На самом деле, вопрос мой не в этом. Вот интересно... Тогда, лет 100 назад, была диковинная по нынешним временам ситуация. Семьи "верхнего", образованного слоя были ещё многодетными. Двое представителей элиты выпускали в жизнь, как мы видим, шестерых - втрое больше.
И у этих детей - тоже элитарные потребности. Нет, даже не в поварах и нянях. А, прежде всего, в хорошем образовании. Элитарные родители собирались своих детей отдавать, вероятно, не в кочегары и плотники, а в хорошие гимназии, а потом - в хорошие вузы. То бишь, число учебных заведений высшего разряда каждые лет 25-30 должно было утраиваться. Ну, пусть удваиваться. Без снижения качества образования. Эта задача решалась?
Или вспомним Пушкина, окончившего Царскосельский лицей. У него было четверо детей. У его товарищей по лицею в среднем, вероятно, не меньше.  То бишь, для детей воспитанников Лицея - чтобы они тоже могли в нём учиться, надо было бы расширять его в два раза или строить новый - такой же.
Как это у нас происходило? И как наше образование XIX - начала XX века "отвечало на вызовы" мощного демографического давления? Система справлялась с нагрузкой? 

Демография, общество, история

Previous post Next post
Up