Герой-3: Герой капитализма

Aug 10, 2015 22:13

Оригинал взят у herbarium2013 в Герой-3: Герой капитализма


Получается, капитализм в своей непомерной жажде прибылей уничтожает героя как фактор, мешающий умножению этих прибылей. Что же, герой и капитализм - две вещи несовместные?

Если говорить о классическом капитализме, то это не так. Такой капитализм имел героя, который умел сочетать в себе отвагу средневекового рыцаря и самоотверженность аскета. Этот герой добровольно взвалил на себя тяжёлое бремя - нести свет цивилизации во все уголки земли.

Вооружившись достижениями науки и прогресса, он вознамерился облегчить жизнь всему человечеству, обустроить планету так, чтобы на ней не осталось места ни войнам, ни голоду, ни дикости. Конечно, попутно он предполагал сделать себе состояние и имя на своих благодеяниях, но он был бы героем другого времени, если бы не помышлял об этом.



Именно такому человеку посвящено стихотворение Р. Киплинга «Мэри Глостер». Время действия стихотворения - рубеж XIX-XX веков. Стихотворение рассказывает нам о последних минутах сэра Энтони Глостера, баронета. Если касаться только сюжетного содержания стихотворения, то оно повествует о том, как умирающий крупный капиталист диктует свою последнюю волю - быть похороненным в море, рядом с давно умершей в том же море молодой женой, - своему сыну. Стихотворение представляет собой монолог умирающего, который помимо оглашения своей последней воли с гордостью вспоминает всю свою жизнь, весь свой путь от рядового капитана до крупного магната, собственника судов и заводов. Именно эти воспоминания позволяют нам понять характер этого человека, мотивы, побуждающие его к действию, его стремления и мечты.



Энтони Глостер - self-made man, т.е. человек, который сделал себя сам. Классический капитализм, несомненно, именно потому и стал господствующей идеологией многих мировых держав, что, разрушив все социальные барьеры, позволил сильной, волевой, не боящейся труда и трудностей личности буквально подняться из грязи в князи. Капитализм провозгласил равенство возможностей для всех и такие, как сэр Глостер, не преминули этим воспользоваться. «Я начал не с просьб и жалоб. Я смело взялся за труд.» - говорит Энтони Глостер своему сыну и уточняет, что именно это был за труд: «Что за судами я правил! Гниль и на щели щель!//Как было приказано, точно, я топил и сажал их на мель.//Жратва, от которой шалеют! С командой не совладать!//И жирный куш страховки, чтоб рейса риск оправдать.//Другие, те не решались - мол, жизнь у нас одна.//(Они у меня шкиперами.) Я шел, и со мной жена.» Именно так, с риском для жизни, хватаясь за каждый случай заработать лишний фунт, создавал баронет Глостер свой «стартовый капитал».



Однако, не только бесстрашие и готовность идти на риск, граничащие с авантюризмом, но и деловая хватка, чутьё и поразительная дальновидность вкупе с бережливостью сделали из рядового шкипера «одного из властителей рынка», вхожего к сильным мира сего. «Я цепко держался за дело, не покладая рук,//Копил (так она (жена) велела), а пили другие вокруг» - рассказывает Глостер сыну и добавляет: «Патент на станок приобрел я, и здесь мне опять повезло». Вообще, везением Глостер называет не стечение обстоятельств, а умение не упустить свой шанс, поэтому, когда мы слышим от него слово «везение», мы должны понимать его как «цепкость», «хватка». Та же история произошла и с корабельным делом: «Я знал - шла стройка «Байфлита», - я знал уже в те времена//(Они возились с железом), я знал - только сталь годна//И сталь себя оправдала. И мы спустили тогда,//За шиворот взяв торговлю, девятиузловые суда». Так, руководствуясь трезвым расчётом, рационализаторским подходом к производству и организации торговли, пренебрегая показной роскошью и мотовством, сколотил Энтони Глостер своё состояние.

Впрочем, он не был святым: манипуляции со страховкой дополнялись и беспринципностью, когда этого требовало развитие дела: Глостер имел компаньона, Мак-Кулло, литейщика. После смерти Мак-Кулло, Глостер наложил руку на его разработки, несмотря на протесты наследников: «Я прочел все его заметки, их понял бы новичок,//И я не дурак, чтоб не кончить там, где мне дан толчок.//(Помню, вдова сердилась.) А я чертежи разобрал.//Шестьдесят процентов, не меньше, приносил мне прокатный вал.»

Таким рисует Киплинг героя капитализма: цепкого, не боящегося труда и лишений, готового браться за самую опасную работу, но главное - готового трудиться и трудиться, не покладая рук, день ото дня. Готового терпеть лишения, отказывать себе в самых необходимых вещах; готового даже пойти на нелицеприятные действия, только бы развить своё дело, нарастить производственные мощности, увеличить оборотные средства. Но для чего? Что движет этим человеком? Глостер с гордостью говорит, что он «создал себя и мильоны», что у него «десять тысяч людей на службе, сорок судов прокат», однако не эту причину он называет главной (хотя, чего греха таить, и это для него всё не пустые слова, как и титул баронета).

Что же двигает Глостером и такими людьми как он (ведь мы можем найти и исторических персон, чья жизнь и судьба складывалась аналогичным образом, например, Генри Форда)? Глостер так отвечает на этот вопрос: «Мне задавали вопросы, по Писанью был мой ответ://«Тако да воссияет перед людьми ваш свет».

Приведённые Глостером слова из Нового Завета принадлежат Евангелию от Матфея, гл.5, ст.16. Если дать более полную цитату данного отрывка Евангелия, то смысл ответа Глостера станет понятнее.
14. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Мф 5, 14-16)



Таким образом, все свершения баронета Глостера имеют, помимо меркантильных, ещё и высшие цели - прославление имени Господа. Такое сочетание земного (я бы даже сказал - приземлённого) и небесного - отличительная черта того религиозного течения, из которого черпает своё начало если и не сам капитализм, то уж точно «дух» его, его этика и идеология. Я говорю о протестантизме.

Previous post Next post
Up