В политических событиях, происходивших недавно и происходящих сегодня в Северной Африке и на арабском Востоке и Украине, узнаются вдруг ситуации, случившиеся давно, десятилетия назад, на другом континенте, в иных условиях.
Чтобы понять происходящие глобальные мировые процессы, остановимся на событиях 1976-1982 года в Аргентине.
Проектом общественного развития, определившим судьбу Аргентины во второй половине ХХ века, был перонизм - движение созданное генералом Хуаном Доминго Пероном, президентом страны в 1946-1955 годах. Это была последовательная попытка объединить общество с «включением» трудящихся и средних слоев в созданные сверху общественные организации и профсоюзы. Перонистский проект был экономически ориентирован на индустриализацию, защиту национальной промышленности и внутреннего рынка от иностранного капитала и товаров.
В социальном отношении этот проект был перераспределительным, включавшим рост доходов населения и усиление его вертикальной мобильности.
За период, когда Перон находился у власти, Аргентина сделала экономический рывок, сформировалась система социального страхования и социального обеспечения.
Перонизму противостоял разнородный социальный блок. Он включал в себя экспортеров, крупных промышленников и финансовые круги, ориентированные на иностранный капитал, часть средних слоев, католическую церковь, армию.
Со временем, произошел неизбежный раскол аргентинского общества, разделивший Аргентину на два противостоящих лагеря и приведший в 1955 году к свержению Перона военными, которые на 18 лет наложили запрет на возвращение перонистской партии к власти, свергая гражданские правительства, каждый раз, когда перонисты одерживали на выборах победу.
Перонисты возвратились к власти на первых же свободных выборах в марте 1973 года. Компрадорская часть аргентинской элиты с таким положением дел была не согласна, ей было необходимо дискредитировать перонизм.
В Аргентине появляется срежессированная США коммунистическая партизанская опасность, роль партизанских отрядов исполнили спецструктуры. Кроме того, мировой экономический кризис 1973 года сильно ударил по экономике Аргентины.
Правление Исабель Перрон, пришедшей к власти после смерти Хуана Перрона, начали дестабилизировать. Первоначально народ, включая радикальные группы, поддерживал Исабель. Однако народная любовь продлилась всего несолько месяцев, вскоре по стране прошла волна увольнений чиновников, придерживающихся левых взглядов. Еще одним источником разногласий стало утверждение Хосе Лопеса Реги, имеющего крайне правые политические убеждения, на пост министра Социального Обеспечения. Начались забастовки.
Для того, чтобы хоть как-то поддержать свою власть, Перон была вынуждена привлечь на свою сторону военных, которые начали настоящий террор против левых оппозиционеров. Именно в то время, в 1975-м Видела стал главнокомандующим армии Аргентины.
Понимая, что правительство Исабель Перон чрезвычайно слабо, Видела организовал военную хунту, в которую помимо него входило еще два человека: адмирал Эмилио Массера и генерал Орландо Рамон Агости. Важными фигурами, осуществлявшими связь клана Виделы и Западными покровителями, были Хосе Мартинес де Ос - минист экономики и Хорхе Соррегьета - минист сельского хозяйства.
23-го марта 1976-го года вертолет Исабель Перон был посажен на базе ВВС, недалеко от международного аэропорта Хорхе Ньюберри. Там Исабель Перон была арестована и отстранена от должности президента.
В тот же день к народу обратился генерал Хорхе Видела. Он разъяснил, что массовая безработица, инфляция, разгул насилия «левых» вынудили военных взять власть в свои руки. Видела сообщил аргентинцам: "…Новое правительство, преисполненное глубокого национального духа, отвечает самым насущным интересам страны и ее граждан".
Большинство должностных лиц, поддерживающих бывшего президента были отправлены в отставку. Сама Исабель Перон находилась под домашним арестом.
С приходом к власти, хунта распускает парламент и вводит в Аргентине военное положение. Вся законодательная власть теперь сосредоточена в руках девяти членов военной комиссии. В стране происходит массовое закрытие гражданских судов, закрытие политических партий, расформировываются профсоюзы, запрещаются забастовки.
С 1976 по 1982 год Аргентина фактически ведет полномасштабную войну в пределах собственных границ. Врагами считались все, чьи взгляды расходились с официальной правительственной идеологией.
Еще октябре 1976 года аргентинский министр иностранных дел адмирал Сесар Гуззетти встретился в Вашингтоне с госсекретарем Генри Киссинджером и вице-президентом Нельсоном Рокфеллером.
На встрече обсуждалось предложение военной хунты о массовых репрессиях в стране и подавлении оппозиции. Киссинджер и Рокфеллер не только высказали свое одобрение, но Рокфеллер даже предложил устранить некоторых ключевых людей в Аргентине. В итоге, по крайней мере 15 тысяч интеллектуалов, профсоюзных лидеров и фигур оппозиции исчезли в так называемой «грязной войне.
Левые оппозиционеры подвергались массовым истреблениям, многих из них предварительно пытали. Для этих целей в Аргентине было отведено триста сорок специальных секретных тюрем. Так началась «грязная война». Война с повстанцами велась в то время настолько жестко, что хунта специально для этого организовала так называемые «эскадроны смерти», истреблялись целые семьи. Самой изощренной казнью в Аргентине того времени были так называемы «полеты смерти» - людей попросту сбрасывали с летящего над Атлантическим океаном самолета.
При этом Аргентина была активным участником операции «Кондор» - совместной военно-политической кампании правых военных диктатур Латинской Америки в сотрудничестве со спецслужбами США по уничтожению лидеров левых движений. Начиная с 1976 года, чилийская полиция ДИНА и ее коллеги из аргентинской службы САЙД оказались передовым отрядом объединенных сил крайне правых.
Продолжение следует…