Сегодня я с товарищами посмотрел немую документальную киноленту «Человек с киноаппаратом» режиссера Дзиги Вертова, сделанную в 1929 году. Хочу сказать, что киношедевр «шамана от кино» Вертова потряс меня до глубины души. Впечатление было настолько сильным, что, придя домой вечером после просмотра этого фильма, я еще раз его решил погрузиться в мир созданный талантливым Дзигой и его братом кинооператором Михаилом Кауфманом.
Новой время требовало соответствовать вызовам и масштабам эпохи. Грандиозные планы построения нового общества требовали и соответствующего нового языка в искусстве. Так, группа, называвшая себя «киноки» выступила за отказ от литературного и театрального элементов в кино. По мнению лидера группы Дзиги Вертова главной задачей кино должно стать беспристрастное и объективное изображение жизни. «Человек с киноаппаратом» - это его манифест, его видение кино.
Вся суть этого волшебного и завораживающего фильма заключается в том, чтобы показать один день из жизни большого города без каких-либо комментариев и украшательств. Смысл разработанной Вертовым техники «кино-глаз» как раз заключался в передаче явлений жизни без помощи сценария, надписей, без участия актеров.
Сквозь весь фильм проходит образ человека с киноаппаратом, роль которого сыграл брат режиссера оператор Михаил Кауфман. Создается такое впечатление, что камера оператора бывает везде и всегда, видя все и сразу. Она забирается в разнообразные места в городе и отображает каждый момент жизни - рождение человека и его похороны, свадьбу и развод, напряженный труд и веселый отдых, бег трамваев и бег спортсменов.
Глаз кинокамеры в фильме живой, его нельзя назвать неодушевленным. Во многом, потому что рядом с кинокамерой находится человек. Камера представляется третьим и более совершенным глазом человека, она видит то, что недоступно двум другим.
При этом центр фокуса в фильме постоянно изменяется. То вы наблюдаете за реальными людьми, то камера наблюдает за вами, то вы видите различные спецэффекты, то оператора, снимающего этот самый фильм, то женщину, монтирующую его же. Вертов при помощи искусного монтажа виртуозно манипулирует своим зрителем на протяжении всего часа экранного времени.
Благодаря этому монтажу, в фильме ощущается какое-то торжество жизни, она бьет ключом. В умелых руках оператора и монтажера оживает буквально все - заводские станки, трамваи, тележки с углем, куклы, манекены, и даже пиво из бутылок…
В своем шедевре Вертов создал из неодушевленного города живой организм. При этом город и горожане в нем - живут, работают и созидают в удивительной гармонии, дополняя и подпитывая друг друга.
Замечательная смелая самоотверженная операторская работа Кауфмана вместе с фантастическим монтажом его брата, Вертова, составляют киноленту, от которой просто невозможно остаться равнодушным, и которая доказывает, что фильму не обязательно нужен сюжет и актёры.
«Человек с киноаппаратом» спустя почти девяносто лет после выхода на экраны, воспринимается, как подлинный исторический документ той эпохи, стоявшей на пороге великих свершений.