Как встретил Краснодар Февральскую революцию

Mar 17, 2017 21:58




В современной России, среди монархистов и просто противников Советской власти, существует устойчивый миф о том, что жила-жила Российская Империя, процветала. И вдруг неожиданно пришли большевики всех погубили, всех расстреляли и уничтожили Великую державу.

Факты же свидетельствуют о другом.  В начале 1917 года большевики были небольшой политической силой, однако смогли за полгода заручиться поддержкой народных масс. В тоже время многие преобразования и переломы, которые приписывают большевикам, исходили снизу от простых рабочих и крестьян, в том числе из-за несправедливости творимой царскими властями, а впоследствии и Временным правительством, а также властями на местах.
     При этом предшествовавшая Октябрю Февральская революция частично предоставила населению политические права и свободы. Наряду с сословными и религиозными ограничениями были отменены и национальные. Давайте разберемся как встретили Февральскую революцию в Краснодаре.


Итак, 3 марта. Газета «Кубанский курьер» в специальном экстренном выпуске опубликовала сообщение под заголовком «Государственный переворот в Рос­сии».

На чрезвычайном заседании думы городской голова М. Д. Сквориков сообщил о переходе власти к Временному правительству. «Сообщение,- писала газета- было встречено бурей восторгов».



М. Д. Сквориков

Но пока страсти кипели в основном на рабочих митингах, в кабинетах властей и «кулуарах» политических партий, внешне же городская жизнь шла по-прежнему.

Вот как вспоминал о событиях первых дней марта в Екатеринодаре Н. Гайденко (служивший в то время ратником дислоцированной здесь 233-й пешей Донской дружины, а после установления Советской власти - в городской милиции):

«...Первое известие о Февральской революции мы в дружине прочли не то п «Кубанском курьере», не то в «Кубанском крае», в одной из этих газет... Мы направились в город разыскивать результат этого переворота. Помню, пришли к полиции: смотрим, полицейские как стояли, так и стоят; пошли к Бабычу - караул также стоит, ходят казаки, разгуливают; дружинники охраняют памятник Екатерине. Все стоит на месте покойно. Заглянули л поенный штаб - туда не пускают...
      Первое, куда мы попали, это была городская управа. Там... нас долгое время обрабатывал Карякин... который говорил, что сейчас никаких партийных разногласий не надо, что мы все, интеллигенты и рабочие, все заодно должны учредить наше управление, а именно Учредительное собрание, которое решит, какое управление у нас должно быть.
     После этого мы отправились на заседание, кажется, это шло второе заседание Совета рабочих депутатов, которое проходило в 1-й омской гимназии, на углу Бурсаковской и Соборной улиц. Там валялось несколько разбитых бюстов царских персон...»

4 марта. В восемь часов вечера состоялось первое общее собрание Совета рабочих депутатов города Екатеринодара (с включением в него представителей солдат и казаков он стал именоваться Советом рабочих, солдатских и казачьих депутатов). Председателем Совета был избран Д. Ф. Сверчков.

В последующие дни марта Совет провел кружечные сборы средств на нужды русской революции и на пасхальные подарки воинам в окопы, издал газету «Известия Екатеринодарского Совета рабочих и воинских депутатов», первый номер которой вышел 18 марта (всего выпущено 5 номеров).

5 марта. На заседании городской думы, состоявшемся в 11 часов утра в помещении Александровского училища (угол Соборной и Бурсаковской), по инициативе кадетов и меньшевиков в целях недопущения «анархического положения дел» избран Екатеринодарский гражданский комитет, объявивший, что ему принадлежит и «высшая гражданская власть» в городе. В воззвании комитета к гражданам города, опубликованном 9 марта, говорилось: «...Великое дело свершилось... Во главе народа и государства стали лучшие люди, избранники народные... Возврата к старым несправедливостям и наси­лиям нет...».

В состав комитета вошли Г. М. Глоба-Михайленко, И. Н. Дицман, К. П. Га- денко и другие лица, председателем президиума 23 апреля был избран эсер С. Г. Турутин (адвокат).

Гражданский комитет, ставший правопреемником денежных средств и хо­зяйства полицейского управления, просуществовал до августа 1917 г., за это время им были опубликованы списки провокаторов, освобождены политзак­люченные и т. д. 3 августа 1917 г. комитет объявил о самороспуске в связи с предстоящими б августа выборами в городскую думу.

5-6 марта. Избран городской комитет партии большевиков, в состав которого вошли: учитель местной гимназии М. И. Бармин (председатель), М. Ф. Власов (Богоявленский), С. Дунин, Алексеев. На следующий день (7 марта) газета «Кубанский курьер» опубликовала первое легальное объяв­ление екатеринодарских большевиков об организации городского комитета РСДРП (б).

Следует заметить, что в городской организации большевиков сотояло на тот момент около 200 человек.

9-15 марта. В Екатеринодаре, областном центре, создавались структуры власти Временного правительства: образован временный Кубанский областной исполнительный комитет, из Петрограда прибыл назначенный комиссаром Кубанской области член Государственной думы кадет К. Л. Бардиж.



К. Л. Бардиж

12 марта газеты сообщили об отставке генерала М. П. Бабыча. Сдав дела по управлению городом комиссару гражданского комитета Екатеринодара Н. А. Симановскому, а командование военным гарнизоном генералу Лебедеву, бывший начальник области и наказный атаман Кубанского казачьего войска покинул город. По одним данным, это произошло в ночь на 9 марта, по другим - 13 марта. Уволенный «с мундиром и пенсией», он на Кубань более не возвращался и до своей трагической гибели в 1918 г. жил в Пятигорске.

10 марта. В Екатеринодаре состоялся праздник Свободы. С раннего утра главные улицы заполнились толпами празднично одетых людей. Всюду пре­кратились работы, остановилось движение трамвая. Город украсился красными флагами, в большинстве случаев переделанных из старых, от которых синие и белые полосы были оторваны. Яркое весеннее солнце дополняло праздничную картину...

На Соборной площади после короткого молебствия о здравии нового пра­вительства, армии и всего населения России в присутствии членов гражданского комитета, Совета рабочих депутатов и представителей города состоялся парад войск местного гарнизона.

В манифестации в этот день приняли участие до 100 тысяч человек! Порядок, как отмечают газеты, был образцовый.

14 марта. В связи с обращением екатеринодарцев с открытым письмом о восстановлении прежнего названия главной улицы городская дума приняла решение переименовать Николаевский проспект в улицу Красную.

Напомню, что В 1914 г. в честь приезда в Екатеринодар Николая II улицу Красную переименовали в Николаевский проспект. И вот теперь мы видим, что местные власти (совссем не большевики) предприняли первые попытки по символическому переименованию улиц.

19 марта. Создан временный Екатеринодарский комитет партии эсеров из 11 человек (председателем комитета избран Н. П. Родионов, секретарем - А. П. Фельдман). Со 2 апреля стала выходить газета «Народная воля» - орган Екатеринодарского комитета партии социалистов-революционеров, про­существовавшая до ноября 1917 г. В числе сотрудников газеты были Я. В. Бо­рисов (бывший издатель газеты «Степь» в 1907 г.), Н. С. Долгополов и П. С. Широкий (бывшие члены II Государственной думы).

24 марта. Опубликовано постановление комиссара Временного правитель­ства в Кубанской области К. Л. Бардижа о снятии портретов бывшей царст­вующей династии и эмблем самодержавного строя, «каковые не уничтожать, а хранить впредь до особого распоряжения».

В начале июня комиссия по народному образованию постановила упразднить названия школ в честь бывших высочайших особ. Заведующим учебных заведений предложено снять такие вывески и называть школы по порядку номеров. Итак, демонтаж символов царской сласти продолжается, а большевиков на горизонте местной политической жизни не видно.

Революция, Екатеринодар, Февраль, Краснодар, 1917

Previous post Next post
Up