«Мать». Лед тронулся… Революция неизбежна…

Mar 10, 2017 21:25



Хочу изложить свое впечатление о недавно просмотренном мною фильме режиссера Всеволода Пудовкина «Мать». Сюжет этой киноленты, вышедшей на экраны в 1926 году, заимствован из романа "Мать (роман Горького).

Пудовкин вместе с сценаристом Натаном Зархи переосмыслил произведение Горького и удивительным образом создал из повествовательного романа драматическое произведение. Кинолента завоевала большой международный успех и сейчас остается признанным шедевром отечественного и мирового кино.


Отмечу, что фильме зритель видит душевный надлом героини и мучительный поиск истины, и только после этого выбор пути революционной борьбы.

Все действие фильма разворачивается фактически вокруг семьи. Сын-революционер Павел Власов сталкивается с отцом - пьяницей и дебоширом, которого нанимают, чтобы разогнать революционеров. Мать Павла, невольно предает своего сына и осознав произошедшее становится на путь сопротивления угнетению и несправедливости.

Фильм смотрится как говорится на одном дыхании, плотность событий большая. Тут надо отдать должное высочайшей технике монтажа Пудовкина, который буквально «спрессовывает» время и держит зрителя в постоянном напряжении.

Собственно, действие кинопроизведения начинается со сцены семейной ссоры Власовых. Конфликт отца и сына продолжается и за пределами дома. На фабрике сталкиваются сын-революционер Павел Власов и его отец, участвующий в разгоне агитаторов-революционеров. В одной из драк, преследовавший агитаторов отец Павла погибает.



Павел Власов прячет у себя дома запрещенные листовки и оружие. В процессе обыска дома, мать Павла - Ниловна, выдает жандармам оружие, поскольку за это ей обещали не трогать сына. Однако сына заключают под стражу, недолгий суд. Судьи, которые грезят лихими скакунами, но никак не правосудием, без промедления приговаривают Павла к каторге. Ниловна понимает, что ее жестоко обманули и это становится решающим факторов - она выбирает путь революционной борьбы.



В тюрьме Павел готовится к побегу, который должен состояться во время Первомайской демонстрации. Вместе с многими заключенными Павлу удается сбежать и присоединиться к митингующей толпе и встретить свою мать. Но радость встречи матери и сына была недолгой. Власти высылают на разгон демонстрации отряд конной полиции, которая расстреливает демонстрантов. Павел погибает, а Ниловна, поняв, что потеряла сына, поднимает красный стяг и гордо идет навстречу жандармам. Мать также погибает.



Гениальность Пудовкина проявилась в том, что он с помощью дополнительных образов и метафор, вклеенных в повествование киноленты, максимально точно характеризует главных и второстепенных героев, общую атмосферу той или иной сцены. Так, фильм начинается демонстрацией облачного неба - они как поэтическая заставка. Далее следует указание на действительность -  едва освещенная фонарями плотная и тоскливая ночь рабочей слободы. Крупные планы, выпивающих в кабаке, страшные, уродливые непонятные фигуры, типичные городовые, жандармы, судьи - все это создает гнетущую обстановку предреволюционной действительности…



Вперемежку этими гнетущими кадрами снова возникают облака, как символ грядущего освобождения. Таким образом пейзаж в фильме подчинен логике поэтического чувства и раскрывает структуру событий.

Тут отдельно стоит отметить, что в эпизод с расстрелом демонстрации и гибелью главных героев удивительным образом вплетены кадры речного ледохода, символизирующие наступление весны, и одновременно неудержимого движения к свободе.

И потому, несмотря на трагический финал и смерть героев у зрителя остается ощущение неумолимого грядущего… Красная Весна наступит, в этом нет никаких сомнений…

В фильме путь матери показан как путь многих принявших и участвовавших в революции - через острое недовольство жизнью, через унижение, через поруганную справедливость. В этом смысле Ниловна символизирует весь русский народ, униженный, но несломленный и жаждущий справедливости…

Мать, Пудовкин, Кинематограф

Previous post Next post
Up