Броненосец «Потемкин» - На острие Истории

Mar 02, 2017 17:03



На прошлой неделе я впервые полностью посмотрел немую киноленту «Броненосец Потемкин» одного из основоположников советского кинематографа Сергея Эйзенштейна. Со стыдом хочу признаться, что в свои 34 года, я впервые просмотрел этот шедевр от начала до конца. Да, конечно я и раньше его видел, и не мог не видеть, но как-то скомкано отрывками, ключевые и знаковые сюжеты - лестница, казаки, коляска, разбитые очки…

И сейчас, я по-настоящему оценил это произведение великого советского режиссера. Именно с этим фильмом, вышедшем на экраны в 1925 году в мировой кинематограф пришел и заявил о своих правах новый герой и имя ему - угнетенный народ.



Новой время требовало соответствовать вызовам и масштабам эпохи. Эйзенштейн уловил этот всеобщий переход от частного к общему, от масштабов одного человека, одной личности к масштабам противоборствующих классов.

В основу фильма легла реальная история восстания матросов на одном из самых новых и сильнейших кораблей Черноморского флота - броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Восстание произошло 14 июня 1905 года, после того, командир корабля отдал приказ наказать матросов, отказавшихся есть борщ с протухшим мясом. Команда выступила в защиту своих товарищей, арестовала офицеров и захватила корабль.



В это время в Одессе шли постоянные стачки и волнения. Матросы привели «Потемкин» в Одессу, чтобы помочь бастующим рабочим. В порту прошли беспорядки, которые были жестоко подавлены жандармами. Израсходовав запасы топлива и продовольствия, и отчаявшись привлечь на свою сторону другие корабли, моряки направили «Потемкин» в румынский порт Констанцу, где сдали броненосец румынским властям.

В эпоху становления советской власти грандиозные планы построения нового общества требовали и соответствующих ценностных ориентиров, которые должны были объединить многонациональное государство. Советская власть задействовала в формировании новых нравственных установок огромные силы, в этот процесс были вовлечены, театр, музыка, кино, поэзия.  Новое время требовало новых героев. «Броненосец» в этом смысле является воплощением новой эпохи. Оказывая эмоциональное воздействие на зрителя, картина задает ориентиры и «распределяет» действующих лиц в разные колонны классовых непримиримых врагов.



Созданная по истории восстания на броненосце кинолента Эйзенштейна поражает своей масштабностью и правдоподобностью. Используя свои новаторские идеи Эйзенштейн, так смонтировал многие сцены, что смотрящего не покидает ощущение документального реализма, эмоционального накала.

Но, «Броненосец» совсем не хроника, а гениальное художественное произведение. Переработанные фантазией художника факты истории превратились в единый сплав образов. Это ощущение усиливается отсутствием в фильме главных героев как таковых - есть только типажи. При этом, используя разнонаправленное движение людских потоков Эйзенштейн создает ощущения всеобщности процесса, как будто народ сходится со всех сторон, а зритель является участников происходящих событий. Такое же ощущение присутствия создается у зрителя в эпизоде расстрела солдатами мирной толпы, спускающейся в порт по городской лестнице. Сцена, снятая с множества точек и искусно смонтированная, заставляет зрителя ощутить себя среди жертв трагедии.





Фильм Сергея Эйзенштейна прежде всего о народе - угнетенном и обездоленном, жаждущем свободы и справедливости. Революция неизбежна и закономерна утверждает режиссер. Людскую волю, к изменению существующего уклада не задушить и жизнь, отданная за правое дело, за счастье других - есть плата за бессмертие. Именно таким, бессмертным в людской памяти героем становится в фильме матрос Вакулинчук. Гибель Вакулинчука глубоко переживает вся встревоженная Одесса, но одновременно она объединяет людей вокруг одной общей цели и становится отправной точкой революционного порыва.



Революция неизбежна, она рядом, еще немного и оковы падут.

В этом смысле, красный стяг, развивающийся на мачте броненосца, который мы видим в конце черно-белого фильма, является своеобразным напоминанием из будущего…
        А нам напоминанием из прошлого о грядущем и неизбежном…



Броненосец Потемкин, Культурная война, Кинематограф

Previous post Next post
Up