Кубанский властный сепаратизм - 2

Feb 21, 2017 20:09



В прошлой статье я писал, что в начале февраля в газете «Краснодарские новости» была опубликовано большое  интервью Н. Долуды - войскового атамана Кубанского казачьего войска, заместителя губернатора Краснодарского края. Под ажурными логическими построениями вице-губернатора мы узнаем суть того, что ждет жителей Краснодарского края в ближайшие годы.

Фактически, данное интервью стало ключевым программным заявлением нового политического субъекта, который создает в Краснодарском крае суррогатную идентичность - народ «Кубанский казак» и ставит перед собой задачи на много лет вперед.

Ставя перед собой масштабную задачу создания новой идентичности «кубанский казак» власти Краснодарского края делают ставку на тотальное оказачивание молодого поколения через «кубанскую прививку» - своей версии истории казачества.


Какую же историю казачества готовят для систематического изложения молодому поколению представители Кубанского казачьего войска?  Чтобы прояснить этот вопрос, продолжу изложение моей статьи «О попытке создания на Кубани суррогатной идентичности», опубликованной в №212 газеты "Суть Времени".

Ответ на данный вопрос частично содержится в выступлениях и позиции руководства ККВ и региональных властей.

Так, в конце ноября 2016 года на одном из зональных совещаний атаман ККВ (с 2008 года) Н.Долуда и по совместительству вице-губернатор края заявил: «Система казачьего обучения во многом определяет будущее нашего края и нашей страны. В казачьих классах дети изучают историю, традиции, культуру и обычаи наших предков, казачьего народа…».

Добавим, что некоторые эксперты, знакомые с темой, не питают иллюзий относительно того, что «кое-кто из учителей, которые заняты в системе казачьего образования, в силу различных причин не разделяет идеологии служивого народа».

То есть, в школьной программе для «казачьих классов» мы рискуем обнаружить обоснование тезиса о том, что «казаки - это отдельный народ», имеющий «право на свою исконную территорию»? А также примеры «казачьей государственности» в виде сепаратистских образований времен Гражданской войны, например, в виде Кубанской народной республики? Плюс комплиментарные характеристики на некоторых лидеров «казачьего сепаратизма»?

Подчеркну, что данные предположения не являются беспочвенными, ибо подобные тексты встречаются на сайтах краевой администрации и ККВ. Поводы для таких опасений дают также и действия руководства кубанских казаков.

Например, в октябре 2011 года в Славянске-на-Кубани состоялось чествование военного министра Кубанской народной республики, впоследствии пособника нацистов, Войскового атамана Кубанского казачьего войска в Зарубежье (с 1920 по 1958 гг.) В.Науменко. На доме атамана-коллаборациониста при участии Н.Долуды и других представителей ККВ, была открыта мемориальная доска и барельеф.



(Напомню, что в 2011 году тогдашний губернатор Краснодарского края А.Ткачев организовал встречу прибывших из США регалий Кубанского казачьего войска, хранителем которых был В.Науменко. А портрет атамана до недавнего времени можно было увидеть в стенах некоторых казачьих учебных заведений края.)

Надо отдать должное, что в феврале 2016 года по решению суда табличка и барельеф на «доме Науменко» в Славянске-на-Кубани были демонтированы. Но это никак не было связано со взглядами нынешнего атамана ККВ Н.Долуды. (Хотя, героизация краснодарскими властями казаков, запятнавших себя в пособничестве нацистам, вызвала острую дискуссию в среде казачества.)

В середине декабря 2016-го на отчетном годовом сборе ККВ атаман Н.Долуда заявил следующее: «Нам очень важно выстроить четкую систему обучения, единую концепцию образования в казачьих классах, которая основывалась бы на изучении… истории кубанского казачества, …культуры, традиций, обычаев казачьего народа…

…Важным элементом образования, а также духовно-нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения является посещение знаковых для казачества мест… Ребята бывают у памятника кубанскому казачеству, в Свято-Троицкой церкви, где находится могила выдающегося кубанского историка и общественного деятеля Ф.А. Щербины…».



Памятник Ф.А. Щербине в Краснодаре

Напомню, что один из идеологов «кубанской самостийности», историк Ф.Щербина являлся главой Верховного суда сепаратистской Кубанской народной республики.

В 1920-х годах Ф.Щербина был ректором Украинского вольного университета (в Праге), многие выпускники которого впоследствии воевали на стороне нацистов в составе бандеровской ОУН-УПА,

В сентябре 2011 года в Краснодаре этому теоретику «кубанской идентичности», сотрудничавшему с украинскими ультранационалистами, был поставлен памятник. Атаман ККВ Н.Долуда был одним из участников этого мероприятия.

Опыт двадцати пяти лет «возрождения кубанского казачества» дает веские основания для утверждения, согласно которому конструирование «казачьей идентичности» в крае (теперь уже через систему среднего образования) будет иметь ярко выраженную «белогвардейскую направленность» с оправданием части казаков-коллаборационистов и уклоном в этносепаратизм. И это является серьезной угрозой для межнационального мира на Юге России и территориальной целостности страны. (Хотелось бы, ошибаться в своих прогнозах, но логика «возрождения казачества» на Кубани может привести именно к такому исходу событий.)

При этом, конечно, в системе «казачьего образования» отдается дань подвигу казаков, сражавшихся с фашистами во время Великой Отечественной войны. Но мероприятий, посвященных поминовению «героев Белой армии» и «жертвам красного террора», несравненно больше.
 При этом о перегибах руководства ККВ и края в деле распространения либеральных мифов о «геноциде казаков» со стороны Красной армии, а также относительно «тотального оказачивания» региона говорят даже некоторые бывшие лидеры «возрождения казачества».

Вот, к примеру, высказывание прежнего атамана ККВ, доцента кафедры «История России» Кубанского госуниверситета В.Громова на публичной дискуссии «Современное казачество: взгляд изнутри и со стороны» (от 28 октября 2016 года): «…Тут говорилось о геноциде казаков… Что происходило в годы Гражданской войны? Казачество было на стороне Белых и казачество было на стороне Красных… Везде в советах на Кубани, на Дону тоже были казаки… И те проводили жестокий террор и другие проводили жестокий террор…

[Сейчас] в казаки пришло достаточно людей, не имеющих никакого отношения к казачеству… Можно одеть все пять миллионов кубанцев в казачью форму: форма будет - содержания не будет… Недавно была встреча с министром образования края, так она прямо признала - у нас проблема: в [казачьи] классы некому идти… Есть проблемы преподавания культуры и традиций казачьих. Не так-то много у нас специалистов, которые могли бы преподавать казачью культуру…».
Так что намерены преподавать в многочисленных казачьих классах Кубани? Идеи обособления региона от Москвы и либеральные мифы о советской истории?

Или в казачьих учебных заведениях Краснодарского края будут действительно воспитывать будущую военную элиту, способную защитить целостность и независимость Российского государства?
     Читайте также: Кубанский властный сепаратизм - 1

Долуда, Кубань, Краснодарский край, Политическая война. Война идей, Кондратьев

Previous post Next post
Up