«Отец Сергий». Кинематограф - как отражение времени.

Feb 18, 2017 19:17



На прошлой неделе я посмотрел одно из лучших произведений отечественного дореволюционного кинематографа - фильм Якова Протазанова «Отец Сергий».

«Отец Сергий» - это немой художественный фильм, основанный на одноименной повести великого русского писателя Льва Толстого. Кстати, в одной из статей про этот фильм прочитал, что эту повесть Толстого Протазанов хотел экранизировать гораздо раньше, однако не мог реализовать свои замыслы, поскольку в царской России существовал запрет на изображение членов императорской семьи и духовенства. Кинокартина вышла на экраны в 1918 году в самый переломный исторический момент для нашего государства, в период разрухи и хаоса, в период крушения ценностных ориентиров.



Протазанову удалось за 75 минут экранного времени показать целую жизнь главного героя. Сам фильм начинается довольно банально - Князь Касатский, которого играет великолепный актер того времени Иван Мозжухин, представлен нам подростком, жаждущим свершений и славы, он стремится всячески выделиться, быть первым во всем. Желая везде и всюду быть первым, юнкером добивается больших успехов в учёбе.



Во старшем возрасте, став офицером, князь представляется нам щёголем, мечтающим проявить себя на поле брани.  Хотя, временами его стремление выделиться превращается в нагловатую навязчивость. Он хочет стать известным при дворе, поэтому затевает дружбу с   Мэри Коротковой, которая перерастает в романтические чувства. Свадьба неминуема.  Однако, незадолго до нее, Мэри открывается своему жениху, что является любовницей государя. Не в силах пережить глубокое разочарование и обиду, после глубоких душевных терзаний Касатский принимает решение резко изменить свою жизнь и уйти в монастырь.



Начинается новая жизнь князя Касатского - отца Сергия, который несмотря на все свое желание и упорство не может порвать со старыми воспоминаниями. Они постоянно приходят к нему, он не может забыть Мэри. Внутренняя борьба продолжается на протяжении долгих лет. Следует отметить, что Мозжухин играет великолепно - в каждом жесте, в каждом шаге, в повороте лица и взгяде отца Сергия читается эта мучительная борьба с самим собой и со своими искушениями.



Прошлое начинает преследовать Сергия в виде приходов его бывших сослуживцев, он уходит из столичного монастыря в затворники в Тамбовскую пустынь. Проходят годы, отцу Сергию уже 49 лет. Затворника настигает очередное искушение, к нему в келью приходит Маковкина, которая поспорила, что соблазнит старца.

Мы видим удивительную сцену мучительной борьбы Сергия с искушением, не силах сопротивляться, он прибегает к действенной мере - заглушить душевные терзания болью физической. Удар топора - отрублен палец руки, сочится кровь. Боль отрезвляет старца, а искусительница в ужасе бежит.

Распутница Маковкина так впечатлена поступком старца, что меняет свою жизнь и через год она сама уходит в монастырь. Праведность отца Сергия привлекает к нему как верующих. Однако, искушение все же настигает отца Сергия - его соблазняет купеческая дочка, которую ему привели образумить.  После свершившегося, когда грех овладел Сергием, он чувствует, что побежден и раздавлен злою силой, отец Сергий убегает…

"Сергия нет. Совсем нет", - говорит он о себе крестьянину, встретившемуся ему по дороге. В подтверждение слов мы видим сгорбленного и сморщенного старика, который кормится подаянием и заглядывает в чужие окна. Загляну в одно из окон, и увидев крестьянские танцы он вспоминает как много лет назад сам танцевал на балах, однако и этот путь закрыт - князя Касатского тоже нет, время не вернуть. Вслед за этим Сергия ловят и отправляют в Сибирь за бродяжничество.

Так заканчивается фильм, который демонстрирует нам жизнь человека, который борется с собственным «я», со своими грехами и пороками, ищет идеальное в своей жизни.



В каком-то смысле сам фильм и воплощенные в нем мысли Толстого, стали созвучны тому революционному времени.  Фраза в одной из финальных сцен «… он хотел молиться…но молиться некому было… бога не было…» - олицетворяла эпоху крушения православных идеалов, на смену которым пришел огонь новых коммунистических идеалов, однако ему еще только предстояло еще вспыхнуть в сердцах многих разочарованных в действительности.

Немного позже, кинематограф также откликнется на призыв эпохи больших потрясений и великих свершений. Изменятся масштабы.  На смену герою одиночке, терзаемому внутренними духовными переживаниями, прейдет новый коллективный герой, который сможет противостоять вызовам времени.

На смену протазановскому отцу Сергию, противостоящему внутреннему злу, выйдет эйзенштейновский броненосец «Потемкин», который будет противостоять злу внешнему, во имя идей справедливости, равенства и свободы.

Но об этом позже…

Отец Сергий, Искусство, Протазанов, Кино

Previous post Next post
Up