Идеальное и Маркс - Над человеком

Jan 02, 2017 12:00





Грубый, вульгарный материализм, который стал догматом в Советском союзе, особенно в Брежневский и постбрежневский период, преследовал и выживал любую попытку осуществить развитие идей Маркса и их реальное изложение. Всех кто пытался хоть как-то этот вопрос разработать, и обращался к первоисточникам, собственно к работам Маркса, травили и выдавливали из всех возможных научных сообществ, организованных в государстве. Партия стала превращённой формой, отрицавшей то содержание которое она и должна была защищать и воплощать в бытии. А потому не удивительно, что СССР, который строился на идее коммунизма рухнул в 1991 году. Ведь тот субъект который должен был защищать СССР, беречь его и развивать занялся его дискредитацией и выхолащиванием его содержания.

Горбачев - это феномен такого превращения. Голосование партии за отмену 6 статьи конституции - это феномен подобного превращения.

Причины этого я в данной статье обсуждать не хочу, а хочу лишь акцентировать внимание на одной аспекте подлинного Маркса, на мой взгляд сущностно противоречащем вульгарному материализму позднего СССР, на аспекте идеального. Сделать я это хочу поскольку позднесоветское понимание данной сущности ведёт к усугублению главной проблемы современного мира, и материализма вообще поставленная ещё Марксом - проблема отчуждения человека от Человека не разрешается а усиливается, усугубляется.



Всем кто изучал биографию Маркса понятно, что Маркс был гегельянцем. Долгое время. Для того чтобы понять Маркса до конца, пишет Эвальд Ильенков - один из затравленных подлинных Марксистов в СССР, необходимо понять как идеальное понимает Гегель.
Тут надо понимать, что Гегель - идеалист, а Маркс - материалист. Но чем отличаются эти два противоположных течения в философии? Материалист считает что материя первична, а идеалист что идеальное первично. Вот и все. Но это совсем не значит, что идеализм отрицает наличие материи, а материалист наличие идеального. Вся проблема только в том, как соотносятся между собой две этих сущности?

Гегель как идеалист, считает что идеальное первично. Гегелевский Абсолютный дух, разворачиваясь в историческом процессе, овеществляет себя в материи. Абсолютный дух был до создания мира, и до появления человека. Он существует объективно и не зависимо от материи. А в материю он овеществляется для того, чтобы в её отражении познать себя.
Эта концепция является развитием идеи Платона о мире эйдосов - идей, который существует объективно и реализуется в материи.

Маркс же, как материалист, не может принять наличие Абсолютного духа как того что существовало до человека, поскольку для него материя первична. Однако он в процессе подготовки к написанию Капитала напрямую столкнулся с объективностью существования идеального в реальном мире - он столкнулся со “стоимостью”. Он понял что стоимость - это некий объект, который не существует в материальном мире, а если быть точнее, то является представлением(от слова представлять) в реальном материальном мире чего-то идеального.
       Т.е. 100 рублей - в материи представляет из себя бумагу с краской, в ста рублях нет ни масла, ни яиц, ни пирожных, но почему-то два пирожных стоит 100 рублей. Два этих материальных объекта связаны идеальным - конкретным представлением стоимости. Т.е. стоимость пирожных представлена бумажной с красной краской. А вот стоимость сумки представлена бумажкой синей и т.д. Стоимость вообще - как категория не существует в материи ни в какой форме. Но она объективно существует в каком то другом мире. Причём не зависимо от того осознает ли конкретный индивид её наличие. Конкретный индивид просто берет деньги и покупает пирожное. Ему для работы с материальными объектами не надо сознавать наличия идеальной стоимости.

Но без этого идеального объекта он бы не смог купить на эту бумажку пирожную. Поскольку вообще само отношение покупки - это не природный материальный объект. Это объект также существующий в материи лишь в виде представления, которое осуществляет человек в процессе обмена бумажки на пирожное. Сама модель процесса, его схема и смысл лежит вне материи, в особом, объективно существующем мире - мире идеальном. Который, надо понимать, зависим от наличия социума. Он по сути и находится в общественном сознании, и вне общественного сознания не существует.

Поняв это можно понять и следующее: идеальное - это объективно существующая реальность - и это факт. И потому необходимо признать и правоту Платона и правоту Гегеля в том, и именно в том, что касается наличия этой объективной идеальной реальности в человеческом обществе.

Другое дело, как этот факт уложить в материалистическое представление о мире? Т.е. в такое представление, которое считает что материя первична и до человека была только материя. И тут Маркс говорит, о том, что идеальное существует только в общественном сознании. Оно возникает только в процессе отражения реального мира в мышлении Человека. Т.е. идеальное возникает вместе с человеком и существует в общественном сознании. Оно не привязано к конкретному индивиду, а существует во всем пространстве культуры и является отражением реального мира. Маркс говорит:”идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней”(с).
    Эти идеальные сущности могут быть преобразованы человечеством процессе мыслительного труда, и овеществлены в форме материальных объектов, в процессе трудовой деятельности человека. Без этой деятельности об их наличии нельзя судить, да и познать их можно разве только в отображении в материальном мире.

А дальше этот идеальный мир, идеальные схемы начинают определять человеческий мир и поведение людей. Т.е. не реальный природный материальный мир, который существовал до человека определяет современные общественные отношения. Этот мир как был так и остался для человека загадкой, которую он постепенно разгадывает. А именно человеком созданный мир, овеществленный из идеального общественного мира, пространство вещей созданных человеком и для человека. И только при наличии человека такие вещи несут какой-то смысл. Безусловно нельзя отрицать наличие и реального материального мира, который был создан не человеком, а природой.

Так вот, общественными отношениями и человеческими предметами управляет - идеальное. Именно оно придаёт материальной природе определённые формы и наделяет определенным содержанием, через человеческое тело. Т.е. стол в природе не обладает содержанием предмета на котором должен стоят ноутбук и за которым должен читать или кушать человек. Он обладает этим содержанием только для человеческого общества. А в природе это только кусок дерева.

Тут надо понимать что в процессе очеловечивания собаки, например, мы можем и собаку приобщить к смыслу и значению стола. Но это не значит что собака человек. Что она может сама создавать материальный объект стол и наделять его содержанием. Но речь не об этом.

Понимая вот эту сложную конструкцию соотношения идеального и материального мира, их взаимоотношения, начинаешь понимать как устроен современный процесс в человеческом обществе.
Дело в том, что идеальный мир, который и управляет процессом общественных отношений - это и есть мир человеческой культуры. Будучи отчуждённым от этого мира, т.е. не обладая этой культурой, человеческий индивид не понимает и происходящих с ним процессов в обществе.
        Т.е. он фактически является рабом идеального мира и не способен преодолеть его законов. И только осознав наличие этой схемы, этого мира, этого объекта идеального(или схемы), человек и становится свободным. Но для его осознания, необходимо признать наличие объективного мира идеального. И если ты хочешь бороться за освобождение человечества, то ты должен вести человечество именно к этому знанию об идеальном мире. К знанию этих схем, моделей, и т.д.

А вот если ты осуществляешь иной процесс, т.е. утверждаешь что идеального мира нет вообще, и все определяет лишь материальный мир, или ты утверждаешь, что идеальный мир есть только в твоём индивидуальном сознании, а все остальное материальный мир, т.е. мир который зависит только от того осуществила материя, движение в том или ином направлении, то ты уже ничего не понимаешь, и ничего не способен понять в происходящем. А значит не способен и выбраться из сложившейся ситуации, не способен бороться за освобождение человека, и даже наоборот, будешь делать все только усугубляя рабское положение современного человека.

И пишу я это, для того, чтобы не оказалось вдруг в современном мире, что только вульгарная форма материализма(материальный фетишизм как называет его Маркс), отрицающая идеальное как таковое, не стала вдруг единственной точкой зрения в левом сообществе и чтобы подобные примитивные идеи не завладевали умами молодых людей, которые читая пересказы Маркса теми кто угробил СССР, не стали вдруг принимать подобный примитив за истину, усугубляя своё и без того рабское, нынешнее существование.
А между тем сегодня много желающих паразитировать на кондовом Марксизме.

А надо не вестись на поводу у этих паразитов, а надо, по Марксу, осуществлять процесс преодоления отчуждения, т.е. преодоление разрыва между идеальным миром человеческой культуры и собой как представителем биологического вида Хомо-Сапиенс, превращаясь тем самым из представителя биологического вида в представителя человеческого Рода Человека. Чтобы молодые люди начинали восстанавливать связь с идеальным миром, в первую очередь для понимания процессов, для освобождения от рабства и для действий в реальном материальном мире. Не примитивном разрушении материального мира, сноса власти, разрушения государства, а для трансформации бытия. Для создания собственного бытия, т.е. овеществления коммунистических идей в реальном, материальном мире, в форме общественных отношений, объектов культуры и других материальных вещах.

Оригинал взят у sovet20

Материализм, Bдеальное, Маркс

Previous post Next post
Up