В своем послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года президент РФ Владимир Путин поставил перед обществом, да, видимо, и перед самим собой, актуальнейшие вопросы:
1. Можно ли достичь значимых стратегических целей в раздробленном обществе?
2. Можно ли достойно развиваться на зыбкой почве слабого государства и управляемой извне безвольной власти, потерявшей доверие своих граждан?
И сам же дал на них очевидный ответ: конечно, нет.
Таким образом, мы видим, что президент осознал необходимость смены курса страны с проедания доходов от сырьевого сектора на развитие экономики нового технологического поколения («цифровой экономики»). А без мобилизационного состояния граждан такой переход попросту невозможен. Вспомним сталинскую мобилизацию, когда страна в кратчайшие исторические сроки превратилась в передовую высокотехнологичную промышленную державу. Что позволило осуществить это «русское чудо»?
Во-первых, это идеология. В сознании граждан было четкое представление о целях мобилизации, ее конечном результате и что итоги мобилизации, в конечном счете, должны приблизить их жизнь к их идеалам. А идеалы эти были отнюдь не потребительские, а направленные на развитие творческих способностей человека. На изменение сознания человека работала мощная пропагандистская машина. Конечно, не все граждане смогли быстро перестроить свое сознание и работать на благо всего общества, а не себя лично. Для них был применен армейский принцип: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Да, жестко, но, а что еще можно было предложить в сложившихся условиях?
А теперь посмотрите на современное российское общество. Готово оно взять на себя дополнительные тяготы, которые, несомненно, потребует мобилизация? Готовы ли властные органы, призванные обеспечить мобилизацию, к выполнению своих функций? Или убеждение и принуждение населения захлебнется в вездесущей коррупции, и мобилизация превратится в профанацию?
К сожалению, в прошедшие годы население России значительно деградировало. Эксперименты с образованием, отсутствие идеалов и целей развития, воспевание потребительства сделали свое гиблое дело. Идеалом значительной части молодежи стала увиденная мной надпись на футболке, продаваемой в одной крупной сети: «All I need is Coffee and Wi-Fi» (Все, что мне нужно, это кофе и сеть для выхода в Интернет).
Активная часть общества значительно разделена как в плане доходов, так и в политических взглядах. Поэтому аргументы для одних при обосновании мобилизационного существования становятся контраргументами для других. О необходимом единстве общества пока возможно только мечтать.
Органы государственной власти и власть на местах в значительной степени подвержены коррупции. Тезис президента о том, что «абсолютное большинство государственных служащих - честные, порядочные люди, работающие на благо страны», представляется мне как взгляд через «розовые очки». На мой взгляд, как раз большинство современных представителей власти различного уровня пришли в нее с желанием обогатиться лично, а благо страны - по остаточному принципу. А с такими управленцами невозможно построить сильное государство.
А как вы оцениваете степень доверия граждан к власти? Эпитеты - управляемая извне и безвольная - это оценка президентом существующей в России власти? С этим сложно не согласиться. Многие из существующих властителей - выходцы из гайдаровского развала экономики страны. Изменили ли они свои взгляды? Судя по их выступлениям на различных форумах, они по-прежнему придерживаются либеральных экономических взглядов и продолжают вести страну к интеграции с Западом в качестве сырьевого придатка.
Конечно, просто замечательно, что есть группа людей во власти, мнение которой было озвучено в президентском Послании, понимающая критичность положения и ищущая выход из него. Лучше поздно, чем никогда. И пути этого выхода были названы верно:
1. Смыслом политики было названо «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Усилия власти должны быть направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры».
2. Особое внимание уделить воспитанию и образованию подрастающего поколения. «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов - это наша с вами задача, в этом - успех России». Ну, кто с этим не согласится?
3. Достижение сплоченности в обществе через уважительное отношение к истории страны. «Это наша общая история, и относиться к ней нужно с уважением. Об этом писал и выдающийся русский, советский философ Алексей Фёдорович Лосев. «Мы знаем весь тернистый путь нашей страны, - писал он, - мы знаем томительные годы борьбы, недостатка, страданий, но для сына своей Родины всё это своё, неотъемлемое, родное».
Уверен, что у абсолютного большинства наших граждан именно такое ощущение Родины, и уроки истории нужны нам прежде всего для примирения, для укрепления общественного, политического, гражданского согласия, которого нам удалось сегодня достичь.
Недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь, в собственных политических и других интересах спекулировать на трагедиях, которые коснулись практически каждой семьи в России, по какую бы сторону баррикад ни оказались тогда наши предки. Давайте будем помнить: мы единый народ, мы один народ, и Россия у нас одна».
Этот тезис президента практически сразу был подхвачен некоторыми представителями культуры.
Никита Михалков на выступлении в Совете Федераций обрушился с гневной речью на деятельность Ельцин-центра, назвав его ядовитой инъекцией в деле сплоченности граждан. Не будем сейчас обсуждать «Утомленных солнцем» самого Никиты Сергеевича, но его позиция по вопросу Ельцин-центра вполне заслуживает уважения.
Поддержал Михалкова в этом и министр культуры
Владимир Мединский, вынужденный в данных обстоятельствах «крутиться как уж на сковородке». Катастрофой назвал ситуацию с кино для детей и юношества заместитель председателя Общественного совета при Минкультуры РФ, народный артист России
Николай Бурляев.
А ведь именно из фильмов подростки выбирали себе героев и пытались подражать им.
А теперь проанализируйте, ведь точно такие же задачи стояли перед исполнителями сталинской мобилизации. И у них получилось, и во многом благодаря существующей идеологии. А что будет в современных условиях, когда идеологии нет? Вернее, есть множество идеологий, а для мобилизации она должна быть одна.
Оригинал взят у
orionplus