Отчуждение в XXI веке

Nov 17, 2016 22:51




Экономическо-философские рукописи Карла Маркса были полностью опубликованы на русском языке в СССР достаточно поздно - в 1956 году, когда такие публикации уже не могли сыграть существенной роли в конструкции Советского проекта.


Однако, философско-антропологическое содержание этого раннего труда Маркса (в 1844 году философу-революционеру было 26 лет), существенно дополняет марксизм, как учение. Основной темой экономическо-философских рукописей становится тема отчуждения человека от результатов своего труда и отчуждения в целом от своей родовой сущности:

«...Отчужденный труд человека, отчуждая от него 1) природу, 2) его самого, его собственную деятельную функцию, его жизнедеятельность, тем самым отчуждает от человека род: он превращает для человека родовую жизнь в средство для поддержания индивидуальной жизни.
        Во-первых, он отчуждает родовую жизнь и индивидуальную жизнь, а во-вторых, делает индивидуальную жизнь, взятую в ее абстрактной форме, целью родовой жизни, тоже в ее абстрактной и отчужденной форме...»

Маркс говорит о том, что человек, отчужденный от результатов своего труда, отчуждается от своей человеческой сущности, он перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Родовая жизнь, пишет Маркс, превращается в индивидуальную жизнь, т.е. в деятельность по удовлетворению своих естественных потребностей.
          В своих статьях «О коммунизме и марксизме» Сергей Кургинян не однократно акцентировал внимание читателей на том, что даже в условиях голода, когда, кажется, что  нужно избавить страждущих от унижающих их человеческое достоинство лишений, нельзя опускать вопрос об отчуждении. Более того, отчуждение человека целенаправленно наращивается элитой мутакапитализма ради сохранения своей власти, именно оно порождает голод и мучения на периферии мира.

«...Дело в том, что, во-первых, сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. А производственная жизнь и есть родовая жизнь.
         Это есть жизнь, порождающая жизнь. В характере жизнедеятельности заключается весь характер данного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность как раз и составляет родовой характер человека. Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни...»

Нужно очень внимательно читать Маркса, чтобы применить его на практике со знаком минус. Что является основным инструментов наращивания отчуждения человека от его родовой сущности? Что заставляет человека превратить родовую жизнь в индивидуальную жизнь в XXI веке?

Конечно же, общество потребления. Великое культурное и историческое наследие, которое с головой уносило предыдущие поколения в невероятные странствия и миры, которое формировало и меняло человека, сегодня отчуждено от молодого поколения громадной стеной скуки.
         Не только Лев Толстой, Достоевский и Чехов стали скучны. Скучен Робинзон Крузо, Том Сойер, Гайдар и его команда. Не скучно лишь то, что способно приводить к элементарным животным естественным удовольствиям, без напряжения для мышц и ума. Именно в этом направлении выстроено целое шоссе потребительской идеологии. Об этом же говорит великий русски математик Михаил Арнольд

image Click to view



Оригинал взят у vlavajir

Культура, Потребеление, Образование, Отчуждение, Маркс

Previous post Next post
Up