Итак. Патриотизм это любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам (или готовность пожертвовать своими частными интересами во имя блага отечества). А далее все упирается в вопрос - Что же является благом для отечества?
Ведь понимание того, что есть хорошо и плохо для родины у различных людей или социальных групп может отличаться кардинально. И тут начинается борьба между различными макросоциальными группами за их образ будущего, из которого вытекает понимание интересов отечества. Т.е. все упирается в образ будущего имеющихся сил. Стало быть, надо эти образы выявить и рассмотреть.
На первом этапе надо определиться - какое будущее никак не вяжется с любовью к Родине, т.е. с патриотизмом. И выделить враждебные и псевдопатриотические силы. Очевидно, что с любовью никоим образом не вяжется стремление к уничтожению или порабощению объекта любви.
Т.е. если какие-либо люди говорят о целесообразности уничтожения собственного отечества, о его расчленении, или о его порабощении, то они никоим образом патриотами не являются. Если они сознательно поддерживают силы, которые стремятся/стремились к уничтожению, порабощению или расчленению Родины, то они также не являются патриотами.
Итак - в чем образ будущего политических сил, действующих в России. Начнем с либералов. Рассмотрение я провел по мотивам дискуссии на Эхо Москвы, которая состоялась после войны 08.08.08.
Дискуссия называлась «Российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила?» Надо сказать, что до тех пор, пока не посмотрел на дату события, я был уверен, что мероприятие прошло совсем недавно, настолько все похоже на их выступления по мотивам Болотной или Майдана. В дискуссии удалось выделить ряд системных моментов.
1. Представление существующего российского патриотизма в качестве ксенофобии.
К. ЛАРИНА: Но мне кажется, что именно в нашей стране, в России, если патриотизм, то завтра жди погромов. Вот почему-то очень близко у нас все это стоит. Т.е. патриотизм, больше, как разновидность ксенофобии.
А. ЧАДАЕВ: Что все-таки видимо за последние годы мы научились как-то находить корректные форматы нахождения своих патриотических чувств Люди научаются не только любить родину, но еще и понимать, что любить родину не означает бить людей другой национальности, или крушить витрины или еще что-нибудь в этом роде.
2. Опасение государственного патриотизма.
Тут непонятно. Толи участники дискуссии опасаются подмена патриотизма как любви к Родине государственным патриотизмом, т.е. любовью к государству. Толи они хотят представить существующий патриотизм в России как государственный.
В. ЕРОФЕЕВ: Ловушка заключается в том, что когда любишь свою родину, тут появляется тень государства в разные эпохи по-разному. Иногда тень - это не тень, а просто человек большой с колотушкой. А иногда это тень. Она говорит, подожди, если ты любишь родину, значит, ты люби и меня. Больше того, ты жертвуй собой во имя меня…
А. ЧАДАЕВ: Вот есть такой патриотизм казенный, который ненавидела вся русская культура. Когда определенный сорт чиновников, прямо скажем, не умных, если не тупых, требуют от человека, приказывают ему быть патриотом, и выполнять все их инструкции. Вот это отвратительная форма патриотизма...
3. Различение настоящего и квасного или ура-патриотизма.
В. ЕРОФЕЕВ: Я думаю, что сегодня мы должны различать патриотизм, как любовь к родине и патриотизм, как мы лучше всех.
А. ЧАДАЕВ: Есть квасной патриотизм, когда люди не знают, что творится за границей, не знают другой культуры, не понимают ее, не хотят знать, просто ходят и кричат, что они, в самом деле, лучше всех.
4. Восприятие российского патриотизма как мещанского.
А. ЧАДАЕВ: Я все-таки довольно настороженно отношусь к нынешней патриотической волне. Она хорошая, да, в ней много положительного, но мне кажется, что это такой сытый патриотизм, который не любит и не умеет жертвовать.
5. Боязнь имперского патриотизма.
А. ЧАДАЕВ: Имперский патриотизм. Вообще, тема империи очень опасная тема. Вот все сейчас заговорили об империи. Что такое империя? Это монархическая структура с императором во главе. Вот хотелось бы, представляете, кого мы хотим увидеть в качестве нашего императора. … Мне кажется, что это очень опасная, очень вредная форма в России, навязывать нашему населению идею империи. Вот уж чего не нужно. Потом какая Россия империя. Наоборот, мы освободились от тех имперских амбиций, которые были у Советского Союза, и слава Богу.
6. Боязнь советскости.
В. ЕРОФЕЕВ: Так дело в том, что сейчас мы и соединились с совком. У нас общая история с совком. У нас теперь ценность оказалась, очень много ценностей, общих с совком. Мы защищаем пакт Молотова-Ребентропа, например, открыто. Мы негодуем, когда нас критикуют. Это форма тоже слабости нашей, потому что…
К. ЛАРИНА: На Алексея больше надеялась, все-таки понять, почему между мракобесием и цивилизацией мы выбираем мракобесие. Я имею в виду вообще образ мыслей, ценностей, про которые мы говорим, друзей, которых мы выбираем. С чем это связано?
В. ЕРОФЕЕВ: Архаике и т.д. Я не говорю, что надо ставить точку. И я не ставлю точку, и я считаю, что есть возможности и работы, и с этим вот гнилым патриотизмом, гнилым, повторяю. Но дело в том, что для этого надо осознание.
7. Разделение американского и нашего патриотизма.
И там и там патриотизм принимает имперские формы. Но в Америке либералам это нравится, а в России нет. Впрочем, это понятно. Что позволено Юпитеру, то не позволено быку.
В. ЕРОФЕЕВ: Разные вещи совершенно Америка, американский патриотизм, наш патриотизм, очень разные вещи. Дело в том, что исторически и сегодня наша страна имеет совершенно другие ценности, чем Европа и Америка.
В. ЕРОФЕЕВ: Это можно сформулировать, да. Надо сказать, что вообще идея силы, культ силы очень распространен у нас. Сила - это торжество порой справедливости здесь. Сила - это победа, это радость, и это прорывается, и когда мы выигрываем в спорте, и это прорывается на бытовом уровне, на политическом, сильный человек тот, который может заставить слабого подчиниться, это у нас не в каком-то духовном сознании, а в таком обыденном сознании, он молодец.
8. И наконец - либеральный образ патриотизма.
А. ЧАДАЕВ: Мне кажется, что страна, если она хочет жить в окружении друзей и соседей, которые лояльно к ней относятся, она должна быть привлекательной и она должна быть светлой. Т.е. значит, прозрачной и предсказуемой.
К. ЛАРИНА: … Наш патриотизм, я на этом настаиваю, сегодняшний популярный, модный тренд, патриотизм имперский, государственный, он привел к тому, что остались одни в цивилизованном мире, от нас отвернулись все приличные люди. Мы опять в друзья берем все отбросы мира, от которых отвернулись давно все. Выбираем самые отбросы.
К. ЛАРИНА: ...Конечно, про патриотизм немало было сказано великими. И там кое-какие цитаты я тоже сегодня приготовила. Но старалась все-таки соригинальничать, не такие избитые повторять вещи, как про прибежище негодяев и прочее. «Патриотизм - чувство безнравственное, потому что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, всякий человек под влияние патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства, и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести».
Это сказал Лев Николаевич Толстой. «Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма».
Это лаконично Джордж Бернард Шоу. И последняя цитата: Патриотизм определяется мерой стыда, которую человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа».
Это Адам Михник. Вот мне милее последняя цитата из тех, которые я привела....
Из дискуссии можно выделить два образа патриотизма. Первый это построение «мещанского рая» - быть привлекательными, светлыми, прозрачными, предсказуемыми, дружить с приличными людьми. Это их рай как образ Запада. Не реально существующего западного мира, а некоего его идеального образа. Причем этот образ, еще раз повторю, мещанский. Второе представление - это стыдится преступлений своего народа. Кстати, далее, после стыда, идет платить и каяться.
По сути оба образа сливаются в один, если понять тот факт, что эти люди являются патриотами Запада, а не России. А уже отсюда идет желание, в лучшем случае скопировать Запад, в худшем сделать свою Родину ресурсом для повышения его благосостояния.
Предыдущие материалы по теме:
Что есть патриотизм. Изменения отношения к патриотизму в СССР Оригинал взят у
arcanag