Власти Саудовской Аравии по приговору суда казнили одного из членов королевской семьи - принца Турки бен Сауда Аль Кебира. Об этом заявили в МВД королевства 18 октября,
передает новостной телеканал "Аль-Арабия". Как установило следствие, принц Турки бен Сауд Аль Кебир в 2013 году во время массовой драки на окраине Эр-Рияда застрелил своего друга Адиля аль-Мхемида и ранил еще одного участника драки.
Преступление, совершенное одним из членов королевской семьи, вызвало большой общественный резонанс.
Верховный и Апелляционные суды утвердили первый в истории королевской семьи Саудитов смертный приговор принцу.
Оставляя за скобками казнь принца, взгянем на саму систему наказания в Саудовской Аравии.
Напомню, что в основу Конституции и Уголовного кодекса королевства Саудитов - этого главного союзника «светоча демократии» США на Ближнем Востоке, заложена отнюдь не Всеобщая декларация прав человека, а нормы шариата. Согласно этим нормам, в качестве наказания по 16 видам преступлений виновнику полагается смертная казнь.
При этом треть этих преступлений в США таковыми не считаются или караются штрафами, однако никто и никогда не слышал, чтобы американская администрация выступила с осуждением таких жестоких норм.
С 1985 года суд утвердил смертный приговор в отношении более 2000 человек, из которых около половины были иностранцами, число приговоров увеличивается с каждым годом.
Чаще всего приговоренного к смерти в Саудовской Аравии публично обезглавливают на центральной городской площади арабской саблей, также применяется также побиение камнями и редко расстрел(в основном для женщин). В некоторых случаях, после отсечения головы казнь продолжается и мертвое тело подвергают распятию. Главный палач в королевстве - это государственная должность, передаваемая по наследству и подтверрждаемая королем.
Действующие средневековые нормы саудиты для «внешней среды» заворачивают в непререкаемую обертку прав человека, в данном случае - жертвы. Так, президент саудовской комиссии по правам человека Бандар Аль-Айбан, оправдывая казнь, заявил, что королевство не может пренебрегать правами жертв преступников, это при том, что многие преступления, карающиеся смертью никак не связаны с посягательством на жизнь другого человека.
Во многом, возрастающее ежегодно количество смертных приговоров, является отражением социально-экономической политики проводимой Эр-Риядом. Так, нарастающее социальное расслоение приводит к тому, что некоторые представители бедных слоев населения саудовского общества преступают грань закона и совершают преступления. В 2013 году были казнены семеро человек, организовавшие ограбление ювелирного магазина, в свое оправдание преступники заявили, что у них фактически не было иного выхода.
Так интернат-портал Middle East Eye опубликовал заявление одного из обвиняемых в ограблении, которое он сделал на на судебном процессе: «…Мы очень бедные, у нас нет защиты. Государство нам ничем не помогает. Мы попытались украсть совсем немного по сравнению с теми финансовыми средствами, что незаконно кладет на свои счета королевская семья. Мы никого не убивали…»
Нарастающее в обществе общественно-политическое напряжение, также находит подтверждение и в казне принца Турки бен Сауд Аль Кебира - поскольку саудиты не смогли замять сутуацию или максимально ее смягчить. В перспективе, все это может привести к массовым волнениям, которые могут разогреть, находящиеся на территории королевства йеменские мигранты.