Трагедия в ТЦ "Европа" г. Минск.

Oct 17, 2016 20:12





Читая новостную ленту наткнулся на  новость "В ТЦ "Европа" в Минске молодой человек с бензопилой и топором напал на покупателей, есть жертва". По сообщению портала TUT.BY: «8 октября около 17.30 в торговом центре «Европа» в центре Минска молодой человек с бензопилой и топором напал на посетителей. Одна женщина была ранена бензопилой, еще одна убита, сообщили TUT.BY очевидцы».

«Хотел порубить людей "- так подросток объяснил свое нападение на людей в ТЦ "Европа следственным органам (Следственному Комитету Республики Беларусь) В ведомстве также сообщили, что нападавший - 17-летний студент одного из столичных вузов. Его семья - очень обеспеченная и благополучная, материальных проблем и затруднений не было. Подросток проживал отдельно от родителей, в собственной квартире. [...] Отвечая на вопрос TUT.BY, представители Следственного комитета, сообщили, что подросток ведет себя на допросах спокойно, отвечает на вопросы».
Эта трагедия в Минске напомнила мне о пьесе «Граф Эдерланд», написанной в 1951 году известным западным драматургом Максом Фришем.


Отправной точкой действия является ничем не спровоцированное убийство привратника банка, совершенное банковским клерком с помощью топора. А некий прокурор вдруг начинает понимать этого убийцу. В первой сцене, прокурор разговаривает со своей женой Эльзой.



Эльза говорит ему: Мартин, уже поздно, два часа ночи, надо ложиться спать.

[...]
Прокурор: Знаю, знаю: через восемь часов я предстану перед судом в отвратительном черном облачении, чтобы вести обвинение, а на скамье подсудимых будет сидеть человек, которого я все больше и больше понимаю. Хотя он ничего не объяснил толком. Мужчина тридцати семи лет, кассир в банке, приятный человек, добросовестный служака на протяжении всей своей жизни. И вот этот добросовестный и бледный человек взял однажды в руки топор и убил привратника - ни за что ни про что. Почему?

[...]
Прокурор: Просто возьмет однажды топор…

[...]
Прокурор: Бывают минуты, когда я его понимаю…
… Четырнадцать лет в кассе - из месяца в месяц, из недели в неделю, изо дня в день. Человек выполняет свой долг, как каждый из нас. Взгляни на него! Вот, по единодушному мнению свидетелей, вполне добропорядочный человек, тихий, смирный квартиросъемщик, любитель природы и дальних прогулок, политикой не интересуется, холост, единственная страсть собирать грибы, нечестолюбив, застенчив, прилежен - прямо-таки образцовый служащий. (Кладет фотографию.) Бывают минуты, когда удивляешься, скорее, тем, кто не берет в руки топор.
  Все довольствуются своей призрачной жизнью. Работа для всех - добродетель. Добродетель - эрзац радости. А поскольку одной добродетели мало, есть другой эрзац - развлечения: свободный вечер, воскресенье за городом, приключения на экране…

Следующая сцена - убийца разговаривает с адвокатом, Доктором Ганом.

Доктор Ган: Я восстанавливаю обстоятельства дела: в воскресенье после полудня вы были на футболе; поражение нашей команды подействовало на вас угнетающе; вечером вы пошли в кино, но фильм вас не заинтересовал; домой вы отправились пешком, не испытывая, согласно показаниям, никакого недомогания…
Убийца: Только скуку.

[...]
Доктор Ган: Через ваши руки прошли миллионы. Для вас дело было не в деньгах. На этом строится вся моя защита. Вы могли бы похитить миллионы и без топора. То, что вы совершили, - убийство, но убийство не с целью ограбления. На этом я буду настаивать!
Убийца:  Я не это имел в виду.
Доктор Ган: А что же?
Убийца: Если б я получше разбирался в деньгах, может быть, я бы не испытывал такую скуку все эти четырнадцать лет.
Доктор Ган: Скуку?
Убийца: Конечно.
Доктор Ган: Вы что же, хотите заявить на суде, что убили старика привратника просто так, скуки ради?...

Третья сцена. Прокурор берёт в руки топор. Этот прокурор убегает из дома, идёт куда-то, в какую-то норвежскую деревню дровосеков. В доме дровосека у печи сидит Инга, юная девушка. Ее пожилая мать ставит на стол три тарелки.

Инга поёт: Наша жизнь такова
Каждый день, и такой
Она будет, пока я не состарюсь
И не умру…
(С улицы доносится ругань отца).
Такой она будет
Каждый день.
Но нет, однажды
Я выйду кормить кур,
Как всегда и всегда;
Все начинается сначала,
Отец запряжет свою лошадь,
Позовет меня в лес помогать,
Как всегда и всегда,
И вдруг
Он появится здесь,
Граф Эдерланд,
С топором в руке.
Горе!
Горе тому,
Кто станет у нас на пути,
Горе вам всем,
Вы падете, как лес,
Под ударами топора!..

(Дальше Инга встречается с прокурором.)

Прокурор: Гороховый суп…
Инга: Я рада, что вы пришли.
Прокурор: Я? Почему же?
Инга: Прежде, чем я состарилась и умерла.
Прокурор: Ты?
Инга: Возьмите меня отсюда!
Прокурор: Почему?
Инга: Разве вы не видите?
Прокурор: Да…
Инга: Здесь смертельная скука. Всегда. Просидите хоть десять лет на нашей кухне, ничего не изменится, за полчаса вы все и узнаете.
[…]

Прокурор: В глубине, на самом дне воспоминаний, всего два-три лица, повторяющихся снова и снова. Как ни ломай голову, других нет и нет. И постоянно одно лицо, похожее на твое. И неизменно другое - похожее на жандарма, которому непременно нужно знать, куда ты идешь и зачем. И всюду железные прутья…
Инга: Что всюду?
Прокурор: Прутья, решетки, ограды - прутья… (Встает и смотрит в маленькое окно.) Словно деревья в лесу, которые хочется срубить, если есть топор.
(…Возвращается Отец).
Отец: Сани готовы. (Инга встает). А вот топор, если у господина есть желание, работы всем хватит. (Прокурор говорит о том, что  хочет работать вместе с отцом)
Прокурор: Спасибо.
Отец: Меня зовут Йенс. А вас?
Прокурор: Меня…
Инга: Граф Эдерланд!
Отец: Граф… (Прокурор смеется). Граф Эдерланд?
Инга: Да! Да!
Прокурор: Что это вы дрожите… Вас трясет…
Инга:…Горе!
Горе тому,
Кто станет у нас на пути,
Горе вам всем,
Вы падете, как лес,
Под ударами топора…
Отец: Смилуйся! Смилуйся! Смилуйся!
(Прокурор смеется).
Инга: Пошли!
(Отец падает на колени).

В чем причина убийства в Минске? Не эта ли "смертельная скука"?

И не стоит ли вопрос более широко: "Человек - это звучит гордо" или "человек - это звучит скучно"?

Оригинал взят у smatyazh

Общество потребления, Постмодерн, Метафизическая война

Previous post Next post
Up