Война с Историей на Кубани. Часть 2. «Патриотизм» семьи Назаренко.

Feb 10, 2015 01:05



В конце 2011 года пресс-служба администрации Краснодарского края сообщила, что Последняя партия регалий Кубанского казачьего войска (ККВ), которую хранила казачья община, проживающая в настоящее время в американском штате Нью-Джерси, вернулась на родину.

По данным пресс-службы администрации края, большая часть регалий вернулась на Кубань в период с апреля 2007 года по май 2008 года. При этом всего казаки из США передали России 273 предмета.


Последняя вернувшаяся в Краснодарский край партия реликвий казачества включает "штандарт шестого кубанского пластунского батальона, а также черкеску и бешмет наместника на Северном Кавказе великого князя Михаила Романова, атаманскую насеку и пернач-шестопер, подлинные чехлы от знамен, фотоальбом первого екатеринодарского полка имени Захария Чепиги".

Также сообщалось, что регалии вернулись на Кубань на определенных условиях, которые выставила община Нью-Джерси администрации края, и что большую роль в возвращении регалий сыграла Н. В. Назаренко - дочка атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции В.Г Науменко. Чем ценны регалии и об условиях их возврата на Кубань, я напишу в следующих статьях.

А теперь остановимся и подробнее рассмотрим историю семьи Науменко-Назаренко, которая очень почитаема некоторыми представителями местной Кубанской элиты.



Как говорилось раннее - Н. В. Назаренко - дочка атамана Кубанского казачьего войска в эмиграции В.Г Науменко.  
Осенью 1944 года атаман В.Г.Науменко, сражавшийся на тот момент с Красной армией на стороне фашисткой Германии бок о бок с группенфюрером СС, командиром XV Казачьего Кавалерийского Корпуса СС Гельмутом фон Паннвицем, принимает решение перевезти регалии ККВ подальше от военных действий, опасаясь за их судьбу, и сентябре они поездом отправляются в Германию. Вместе с Науменко активное участие в спасении регалий принимает Н.Г.Назаренко, позднее супруг дочери атамана.

Остановимся на фигуре Н.Г.Назаренко, поскольку поначалу дружеская, а потом и родственная связь с семьей Науменко придает всей истории регалиями Кубанского казачьего войска, абсолютно новое качество.

Итак, Назаренко Н. Г. Казак станицы Старочеркасской Области Войска Донского, он родился в 1911 году. Его отец в чине есаула погиб в 1919-м в гражданской войне на юге России, как и почти все мужчины их рода. Мать с маленьким Николаем бежали с Дона - сначала к Черноморскому побережью, а затем в Крым.

Эвакуироваться оттуда не удалось, и тогда они двинулись в Одессу, надеясь попасть на какой-либо из пароходов.

В конце 1920 года они добрались до Днестра и, перейдя его по льду, попали в Бессарабию. По румынским законам, выходцы из этой страны и присоединённых провинций (Бессарабия, Буковина и др.) или имевшие в них родственников (Назаренко - казаки бывшего Дунайского Войска, прадед Николая жил в станице Акмангитской в Бессарабии до 1929 года) автоматически становились подданными Румынии. Благодаря этому мать с сыном были допущены на жительство в Акмангитской станице.

Николая приняли в Кишенёвский военный лицей, затем он поступил в военное кавалерийское училище в Тырговище и, окончив его, вышел лейтенантом в 1-й гусарский полк Румынской армии.

Отбыв в полку положенный полугодовой ценз, в 1931 году он был переведён в отдел военной контрразведки 3-го армейского корпуса, который боролся с большевиками в Румынии.

До начала 1933 года Назаренко дважды награждали за храбрость и произвели в чин старшего лейтенанта.

В мае 1933-го, получив боевое задание румынской военной разведки, он двинулся вплавь через Днестр в СССР. Уже у самого советского берега пришлось вступить в перестрелку с пограничниками.

Раненого в область сердца, его захватили в плен - однако документы были унесены течением, что лишило чекистов прямых улик против него.
        Постановлением Особого Совещания от 6 декабря 1934 г. Назаренко приговорили к расстрелу - но, "принимая во внимание отсутствие других вещественных улик", заменили расстрел максимальным сроком в 10 лет в Ухто-Печорских ИТЛ НКВД.

Далее последовали этапы и лагеря, побеги из них - пока к 1941-му Назаренко не оказался на Кавказе, в горско-казачьем отряде, действовавшем против местных советских органов.



С началом войны положение партизанских отрядов здесь сильно осложнилось: на Кавказ прибыли "значительные части войск Дальневосточной армии... и теперь они приняли участие в преследовании и блокировании партизанской деятельности".

Назаренко разделил свой отряд из 82-х бойцов на группы по несколько человек, снабжённые соответствующими документами ("бланки и печати которых мы в свое время захватывали при налётах на местные органы милиции, аул-советы, военкоматы и т.п.").

Остановимся на этом этапе жизни Назаренко. Видно, что, через лишения и невзгоды Назаренко медленно и уверенно «созревал» в настоящего предателя своей Родины, в отличие многих, участников «белого» движения, ненавидевших большевиков, но не присягнувших Гитлеру.

Но об этом позже…

Продолжение следует.

Казаки, Регалии, Назаренко, Кубань, Науменко

Previous post Next post
Up