Символы и язык

Jul 21, 2016 15:00




Что такое символ? На первый взгляд, нельзя сказать определенно. Символом может быть все что угодно: изображение, песня, событие, человек. Возьмите наугад любые гимн, герб, праздник, героя, иероглиф - вы не найдете меж ними ничего общего. Но все это мы объединяем одним словом «символ». Общее содержится не в них самих, а в их роли. Что же это за роль?

Она очевидна, если мы говорим о примитивных символах - буквах или цифрах. Они - слагаемые языка, литературного или математического. Язык же служит средством передачи информации, заключенной в различные формы: будь то поэмы или теоремы.

Но ведь символами мы называем не только лингвистические или математические знаки.


Этим именем мы маркируем любой материальный или нематериальный объект, который как сосуд, содержит в себе некое содержание, большее чем прямое значение самого объекта. Например, что такое песня «Священная война» Александрова?

image Click to view



Буквально - сочетание конкретных стихов и музыки. В контексте истории же, это символ Великой Отечественной Войны. Однако, нельзя сказать, что из этого символа можно извлечь все содержание ВОВ. Значит, эта великая песня является символом его слагаемого - духа «священной войны», непримиримой борьбы с врагом.

А есть такой герой, Алексей Маресьев. Символ человеческого самопреодоления. И это тоже Великая Отечественная.



Есть еще тысячи символов: победы, поражения, люди, песни, стихи, поступки - все они вместе, как элементы мозаики, слагают многомерный образ войны.

Это - тоже язык. Язык, который несет в себе не математические теоремы, а идеи, чувства, дух. Этим языком «разговаривает» народное сознание.

А какова в принципе роль языка, зачем он нужен человеку? Язык родился как средство накопления и передачи опыта, прежде всего от поколения к поколению. На заре истории он позволил после смерти пожилых членов племени, являвшихся носителями знаний, не изобретать все снова, а продвигаться дальше вперед.

Изначально символами были лишь звуки, хранилищем информации - человеческая память. Позже появилась письменность - символы обрели изображение, хранилище стало материальным и уже не зависело от конкретного человека-носителя.



С этой точки зрения нет никакой разницы меж буквами и цифрами с одной стороны и флагами, гимнами, статуями и гербами с другой. Это все - средства передачи опыта, в одном случае бытового или научного, в другом - духовного и исторического. Это уже наши, относительно современные границы - во времена рождения языка они еще не появились. Опыт был довольно скромным и потому единым.

Итак, если символ - это сосуд опыта, то, как и любой сосуд, его можно опорожнить, а можно наполнить другим содержанием. Каждый из нас замечал, как высокие образы, будучи затасканы в самых неподходящих их содержанию контекстах (рекламе, например) полностью выхолащиваются. Самые близкий примерй - из религии. Образ «Бога». Когда-то это слово вызывало в людях трепет: «Не упоминай имя Господа всуе!». Теперь он стал героем комедий, мультсериалов и рекламы. И кого теперь испугаешь «Божьей карой»?

Есть и другая практика. Из символа вытряхивают прежнее содержание и наполняют новым. Герои - становятся оккупантами. А изуверы - благородными мстителями. Примеры можно не приводить - они у всех на слуху.



Как любое создание человечества, язык (а, значит, символы и образы) может служить не только средством развития. Но и средством разрушения. Можно читать ребенку русские сказки, формируя идентичность. А можно растлевать пошлостью. Все это применимо как на уровне отдельной семьи, так и на уровне целого народа, да и всего человечества.

С детства человека учат контролировать свою речь. Даже в криминальном сообществе есть эта норма - «следить за базаром». Все понимают, что без этого нормально прожить довольно сложно, и как-то соблюдают правило. Переходит ли это на другие, коллективные, уровни нашей жизни? Просматривая «важнейшее из искусств» - кино (не только отечественное), снятое за последние годы, приходишь к мысли, что все это - в лучшем случае невнятное мычание. В худшем - трехэтажный мат.

Помимо отсутствия общей культуры есть и другая проблема. Вполне осознавая эту «языковую» коллизию истории и культуры, можно специально транслировать что-то целым народам: создавать новые символы - «сосуды», перезаполнять старые. Особо стойкие формы - размывать и выхолащивать. Уходящее поколение потеряет язык, приходящее будет разговаривать уже на другом. Разрыв цепи - остановка развития. А кто отстал - уже не соперник. В лучшем случае слуга, а в худшем - труп. Разве не эффективное оружие?

В древности люди пересказывали своим детям предания и сказки, передавали традиции и образ жизни, и вряд ли задумывались о сути своих действий. Язык, образы, содержащие их символы - были органичной частью жизни. Но человек, развиваясь, все больше познает не только окружающий мир, но и самого себя.

А, все что познает, он превращает в свои орудия - в том числе и свое сознание, важной частью которого является язык, в широком смысле этого слова. В 20-ом веке психоаналитики, изучив психику человека, стали эффективно "препарировать" личность. А их коллеги из стана идеологов стали проделывать аналогичное с сознаниями целых народов.

Сейчас уже поздно ностальгировать по эпохе, когда все было просто, естественно и органично. Можно лишь противопоставить разрушительному применению языка - созидательное.

Оригинал взят у viktor_shilin

Культура, Война с Культурой, Война с гуманизмом, Общество

Previous post Next post
Up