Сегодня против нашей, далеко несовершенной, системы образования на протяжении двадцати лет ведется самая настоящая война на уничтожение. Причем, ведут ее, отнюдь не иностранные агенты и шпионы, а собственные власти, собственные представители правящей элиты.
Давайте разберемся, почему это происходит.
Образование является неоспоримой ценностью. Несмотря на бытующее мнение, что значимость образования снижается, качественные системные знания, профессиональная подготовка, эрудиция и кругозор и сейчас являются неоспоримым преимуществом.
Образовательная система является важнейшим элементом безопасности любого государства, гарантом его будущего. Но эту сферу конечно надо развивать и усовершенствовать, одновременно учитывая, что любые недальновидные изменения в хрупкой системе образования могут привести к губительным процессам. Именно в сохранении и здоровом преобразовании, как мне кажется, и заключается долг взрослого поколения и каждого патриота перед своими детьми, самими собой и своей родиной.
Таким образом, сохранение и грамотное выстраивание системы образования, ее преемственность, можно рассматривать как своеобразное обязательство настоящего поколения перед своими детьми - поколением будущим. Любые родители, если конечно они не сумасшедшие, хотят чтобы их ребенок имел право на будущее, на счастливую и творческую жизнь. В значительной степени право на такое будущее обеспечивает здоровая и национально-ориентированная система образования.
Учитывая предыдущее, можно утверждать, что тот кто владеет образованием, кто управляет им - тот задает и образ нашего будущего, будущего, в котором будут жить наши дети.
Сегодня против нашей, системы образования власти и правящая элита ведет войну на уничтожение. Как это происходит?
Прежде всего, все начинается с губительных идеологических установок и опасных утверждений представителей власти и правящей элиты, которые впоследствии обретают форму правовых актов, вопреки мнению педагогического сообщества.
Рассмотрим некоторые такие идеологические «бомбы».
Один из фронтов войны с образованием - это дискредитация академического советского образования. Наступление по этому фронту ведется с регулярной интенсивностью все время после распада Советского Союза.
Но кульминацией этого процесса можно считать слова Министра Образования Андрея Фурсенко, сказанные им в 2007 году на селигерском форуме: «…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других…»
То есть фактически министр заявил о директивной капитуляции старой еще недобитой советской системы перед западными системами.
Чем же не угодила министру эта советская система образования?
И тут необходимо вести уточнения и пояснения. В настоящее время в мире существует две основные глобальные парадигмы образования. Условно эти парадигмы можно назвать западной и восточной.
Западная парадигма основана на доминировании индивидуального подхода к ученику, школа выполняет не только и не столько образовательные, сколько социальные функции, а семья при этом выключена из образовательного процесса.
В основе восточной парадигмы (советской и азиатской) лежит групповой принцип обучения с главенством академических дисциплин, а семья дает начальные социальные навыки.
Преимущество советской школы состояло в активной государственной поддержке и максимальное расширение доступа к образованию, все без исключения молодые люди могли рассчитывать на бесплатное обучение в государственных вузах. Работа советской средней школы и вузов строилась на строгой системе контроля, высоком уровне преподавания и железной дисциплине.
Такая система была адекватна системе государственного управления в Советском Союзе и обеспечивала страну хорошо специалистами высокого класса. В советской образовательной системе специализация начиналась в старших классах средней школы. Образование, культура и общественная жизнь были выстроены каким образом, что ребенок с ранних лет ощущал некую ответственность за будущее, сопричастность к большому делу, чувствовал себя частицей всего народа.
Ребенка готовили в системе ценностей, главным в которой был человек труда, труда преобразующего, созидательного, общественно значимого, освобождённого от эксплуатации.
Добросовестный труд на благо общества, коллективизм, творческое отношением к труду - на долгое время стали основными маркерами развития советской культуры, которая идеологически подпитывала образовательный процесс.
Об ударном труде снимали фильмы, а о рабочих специальностях слагали песни, рабочие профессии были в почете. Плохо учиться или не работать советский человек не мог, он сразу становился вне закона.
Считалось, что если человек сможет построить рациональное общество, свободное от отчуждения и эксплуатации, то он получит шанс заняться тем, что является подлинной целью жизни, «развитием человеческих сил», настоящим творчеством.
Антитезой творческому труду и человеку-творцу, очевидно, является вирус «потреблятства», т. е вирус все возрастающего и неограниченного потребления и рожденный им «человек-потребитель», или «квалифицированный потребитель».
Как раз такого «человека-потребителя» и восхваляет Фурсенко. Вирус «потреблятства», занесенный в советское общество свел социализм, по меткому выражению Фромма, в потребительский гуляш-коммунизм.
В конечном итоге наступило буржуазное перерождение советского общества и последовавшая за ним реставрация капитализма.
Человек, низведенный до «человека-потребителя» лишается творческого начала, оно атрофируется за ненадобностью…
Продолжение следует…