Звучит как-то глупо "о главном". Когда смотришь его мультфильмы, понимаешь, что о другом он и не может говорить, когда его спрашивают серьезно. Наткнулся на интервью художника латвийскому изданию Delfi. Прочел, не отрываясь. Журналист пытался какую-то либеральную линию вытянуть, но к чести его нужно отметить, что не сильно старался, когда понял, с чем имеет дело.
Серьезность ответов Юрий Норштейна не оставила места ни для передергиваний, ни для стеба. Сказывается то, что автор "Ежика в тумане" признан во всем мире. Уже отснятые эпизоды "Шинели", на мой вкус, - самая изумительная мультипликация, которую я видел.
В Токио в 2003 году на международном опросе кинокритиков и режиссёров "Ежик в тумане" признан лучшим фильмом в мультипликации. "Сказка сказок" признана «лучшим анимационным фильмом всех времён и народов» по результатам международного опроса, проведённого Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд, Лос-Анджелес (США), 1984 г.
От мнения и серьезности такого человека просто так не отмахнешься.
О чем же сказал Норштейн
Журналист:
Судя по вашим интервью, в Москве для вас работать не так просто: государство финансово не поддерживает, за ближайшим уголком вдохновляющей природы из центра столицы надо ехать чуть ли не сутки… Есть же страны, где бы вас на руках носили!
Норштейн:
На руках надо носить женщин, а не мужиков! Я никогда никуда не собирался и надеюсь, что не будет обстоятельств, которые заставили бы меня уехать. Здесь мои друзья, здесь могилы моих близких - я кровно связан с этой землей...
Жизнь будет трагедией до тех пор, пока человек будет раскручивать жажду хватать и рассматривать всех окружающих, как препятствие для достижения своей цели. Причем эту цель современный человек не может толком ни поставить себе, ни даже объяснить.
Журналист:
На ваш взгляд, с чем связан смысл жизни?
Норштейн:
Прежде всего - с сочувствием человеку и мыслью.
Можешь ли ты считать себя счастливым, зная, что у многих людей нет элементарных условий жизни. Человек должен быть социально защищен. Но здесь проблема - получивший социальную защиту не потеряет ли в свою очередь сочувствие к тому, кем был недавно сам? Не будет ли считать, что мир ему должен? И тут возникает проблема маленького человека - сочувствие обоюдно.
Прислушиваться к чужим бедам начинают лишь тогда, когда эта беда может коснуться и потревожить человека благополучного. Вот вам простой пример из русской истории. Все мы знаем про восстание Пугачева - читали «Историю Пугачевского бунта» Пушкина и его же «Капитанскую дочку». У Пушкина в повести Пугачев, в общем-то, не лишен благородства по отношению к Гриневу и его невесте, хотя и убийца, и вешатель. История бунта куда как страшнее - какой кровью все омылось! Но, если мы будем рассматривать только эту сторону, то до конца не поймем суть этой гражданской войны.
После подавления восстания Пугачева на Демидовских заводах была вдвое повышена зарплата рабочим. У меня вопрос, а куда до этого смотрели Демидовы и их управляющие, которые столько лет гноили абсолютно бесправных рабочих, нещадно эксплуатируя их, доводя до крайней нищеты?! Почему должно было пролиться столько крови, чтобы они очнулись? Демидовы жертвовали на университеты, студенческие стипендии, на благотворительность, но все это было оплачено сотнями, сотнями жизней. Кстати, во время этой войны потеряли Демидовы более пяти миллионов рублей - сумма, по тем временам, астрономическая.
Когда началась стрельба на Майдане, я первым делом позвонил сестрам и сказал: если будет невмоготу, сразу приезжайте в Москву, я вас прокормлю. И мои предчувствия были верными. Все стало ясно, когда в Одессе сожгли более сорока людей, и на Украине по этому поводу многие искренне радовались. По-моему, надо быть тяжелобольными людьми, чтобы зубоскалить по поводу заживо сожженных людей… Из таких радующихся можно было бы смело сформировать легион СС или дивизию для немецких концлагерей. Это было совершенно омерзительное отношение Порошенко и прочей политической публики. А ведь к ним когда-нибудь придет прозрение, когда на них обрушится что-то похожее.
Когда мне сегодня говорят, что сейчас время других скоростей, я отвечаю одно и то же - а что, деревья стали быстрее расти? Или Бетховена надо ускорить раз в пять или в шесть? К сожалению, дети с малых лет отравлены эффектными, но достаточно фальшивыми фильмами. Яркий целлулоид всегда легче бросается в глаза и увлекает. Поставьте Шрека рядом с Рембрандтом - Рембрандт погаснет. Но если даже после отравления целлулоидом ребенку попадутся нужные книжки или он услышит музыкальную гармонию, которая его чем-то зацепит душевно, станет ответом на его внутренние вопросы (а целлулоид на них ответов не дает, он лишь рябит, позволяя забыться), то такой ребенок сам не заметит, как начнет и читать подлинное, и слушать, и смотреть, и любить, и относиться к природе не как к своей собственности.
У нас с Франческой двое детей и восемь внуков. Надеюсь, никто не отравлен суррогатом. У них в домах звучит и музыка, и стук футбольного мяча и слесарных инструментов. Старшей внучке Яне уже 25 лет, она заканчивает аспирантуру, я с ней много занимался в детстве и старался приучить к хорошей литературе, что мне удалось - она увлеклась хорошей русской прозой, в том числе и советской. Книги Аркадия Гайдара в начале девяностых выбрасывались из библиотек и буквально сжигались, хотя сейчас его имя вновь возвращается в литературу, а я давал Яночке его книги, потому что это подлинная литература.
Оригинал взят у
iouripopov в
Юрий Норштейн о главном