В "Иметь или быть" всемирно известный психолог Эрих Фромм даёт оценку советскому марксизму.
Фромм пишет:
"...советские коммунисты и западные социал-реформисты превратили социализм в материализм, цель которого - достижение всеобщего блага...
...Главенствующая роль в идеях Маркса о возникновении нового человека отводится двум формам существования - иметь и быть. Опираясь на эти формы, Маркс переходит от экономических категорий к психологическим и антропологическим, которые, как мы могли убедиться при обсуждении Ветхого и Нового заветов и учения Экхарта, являются в то же время фундаментальными "религиозными" категориями.
...Обобщая, Маркс таким образом представляет концепцию бытия и обладания: "Чем ничтожнее твое бытие, чем меньше ты проявляешь свою жизнь, тем больше твое имущество,тем больше твоя отчужденная жизнь... Всю... ту долю жизни и человечности, которую отнимает у тебя политэконом, он возмещает тебе в виде денег и богатства..."
...Вскоре, однако, идеи Маркса были искажены...
...Западные социал-демократы и их яростные оппоненты - коммунисты Советского Союза и других стран -- превратили социализм в чисто экономическую теорию. Цель такого социализма - максимальное потребление и максимальное использование техники. Хрущев со своей теорией "гуляш-коммунизма", по своему простодушию однажды проговорился, что цель социализма - предоставить всему населению возможность получать такое удовлетворение от потребления, какое капитализм предоставил лишь меньшинству.
Социализм и коммунизм были основаны на буржуазной концепции материализма. Некоторые тезисы из ранних работ Маркса (эти работы рассматривались в целом как "идеалистические" заблуждения "молодого" Маркса) повторялись как ритуальные заклинания, так же, как на Западе произносятся цитаты из Библии.
...Если бы Маркс высказал свои мысли сегодня, когда начался - и с каждым днем все углубляется - кризис капитализма, действительный смысл его учения мог бы оказать влияние на людей и даже завоевать их умы, конечно, при условии, что мы имеем право сделать такое историческое предположение. В наши дни даже сами слова "социализм" и "коммунизм" оказались скомпрометированными. И каждая заявляющая о своей принадлежности к марксизму социалистическая или коммунистическая партия должна отдавать себе полный отчет в том, что советский режим ни в коей мере не является социалистической системой, что социализм не совместим с бюрократической, ориентированной на потребление социальной системой, что он несовместим с тем материализмом и рационализмом, которые свойственны как советской, так и капиталистической системе.»
Кроме того, Фромм заявляет о религиозности Маркса:
«Между идеями Будды, Экхарта, Маркса и Швейцера существует поразительное сходство: всех их объединяет решительное требование отказаться от ориентации на обладание; настойчивое требование полной независимости; метафизический скептицизм; религиозность без веры в бога; требование проявлять социальную активность в духе заботы о человеке и человеческой солидарности.
Однако сами эти учители осознавали это далеко не всегда. Так, Экхарт не сознавал своего нетеизма, а Маркс - своей религиозности. Интерпретировать взгляды этих мыслителей, особенно Экхарта и Маркса, настолько сложно, что невозможно дать адекватное представление о той проповедующей заботу о ближнем нетеистической религии, благодаря которой они стали основоположниками ново" религиозности, столь соответствующей потребностям нового Человека.»
Замечу, что до 1917 года тему коммунистической религиозности разрабатывала группа "богостроителей", в которую входил в том числе первый нарком просвещения А.В.Луначарский, называвший марксизм венцом развития религиозной мысли.
Замечу также, что известный русский философ Бердяев в "Истоках и смысле русского коммунизма" говорил о том, что в России "душа" марксистского учения умирает без православия - всё вырождается в мещанство.
Оригинал взят у
ebrk