На участок газопровода "Северный поток-2", проходящего по дну Балтийского моря, распространяется законодательство Евросоюза, - об этом говорится в экспертном заключении Генерального директората Европейской комиссии по энергетике, выдержки из которого 4 февраля 2016 года опубликовало агентство Bloomberg.
Агентство сообщает что законы ЕС в том числе и Третий энергопакет должны применяться не только к береговой части "Северного потока-2", но также и к морской составляющей, которая подпадает под территориальную юрисдикцию Финляндии, Швеции, Дании и Германии, согласно судебному решению главным управлением Европейской комиссии по энергии.
Это мнение экспертов Европейской комиссии по энергетике противоречит, официальной позиции «Газпрома», которая заключается в том, для реализации проекта достаточно получить одобрение правительств только тех государств, в территориальных водах которых, предусмотрена прокладка трубопровода.
Напомним, что согласно требованиям, так называемого Третьего энергопакета компания, которая занимается добычей природного газа не может быть собственником трубопроводной системы, расположенной на территории Европейского союза. Такая компания должна, передать управление трубопроводной системой компании-оператору из ЕС или продать актив, при этом участие иностранных лиц в контроле на компаниями-операторами специальными бюрократическими процедурами сводится к нулю. Таким образом разделяя продажу и транспортировку газа Еврокомиссия пытается повысит конкуренцию на газовом рынке снизить цены на энергию.
Bloomberg также цитирует экспертное заключение: «Исходя из предположения о том, что энергетические законы ЕС должны применяться к участкам "Северного потока 2", которые будут находиться в территориальной юрисдикции ЕС, можно сделать вывод, что применимые требования о разделе прав собственности, регулировании тарифов и доступе третьих сторон не будут выполнены без внесения изменений в проект».
Фактически озвученная позиция комиссии по энергетике ставит под большой вопрос план России по расширению газопровода, чтобы удовлетворить возрастающие запросы Германии и снизить зависимость Европы от украинского транзита.
ЕС сигнализируют, что дальнейшая судьба этого международного проекта зависит не столько от экономических вопросов, сколько геополитической ситуации.