Оригинал взят у
naganoff в
О хищнической эксплуатации недр РоссииОригинал взят у
naganoff в
О хищнической эксплуатации недр России Перефразируя знаменитую 6-ю статью Конституции СССР, «руководящей и направляющей силой российского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является нефтегазовый комплекс».
Действительно, вся пресловутая политическая «стабильность» (уже давно скатившаяся в гниющее болото), весь достигнутый с 2004 г. экономический рост и весь тот «потребительский рай», что мы имеем удовольствие наблюдать в Москве и некоторых региональных центрах - это производные от работы нефтегазового комплекса.
Здесь сразу вспоминаются слова Кощея Бессмертного: «У меня смерть - в таком месте: там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце смерть моя».
И вот она где - смерть России:
Вот как это выглядит в подробностях:
За 2000 - 2010 гг. было экспортировано (без учёта ближнего зарубежья): сырой нефти - 2,122 млрд. тонн на $ 784,458 млрд., нефтепродуктов - 991,7 млн. тонн на $ 369,263 млрд. и природного газа -1,551 трлн. кубометров на $ 274,86 млрд.
Итого: за 11 лет из России было выкачано нефти и газа на сумму $ 1,428 трлн.
Вот как именно выглядит
товарная структура экспорта:
Как видно, подавляющее большинство экспортных доходов приносят минеральные продукты и топливно-энергетические товары. Эти доходы, в частности, направляются на импорт:
Перед вами типичная структура экспорта и импорта банановой республики: всё сырьё бешеными темпами выкачивается, а сколько-нибудь сложная продукция валом валит из-за рубежа. Особенно впечатляет доля машин и оборудования - более половины всего импорта. Мощь удара по отечественному машиностроительному комплексу невозможно переоценить.
Но даже несмотря на всё это, с 2009 г. нынешняя власть уже не способна свести концы с концами в федеральном бюджете:
«Если семь лет назад российский бюджет был сбалансирован при цене на нефть $27 за баррель, перед кризисом - $90 за баррель, то в этом [2011] году, чтобы бюджет был сбалансирован, нефть должна стоить $115 за баррель», -
признал А. Кудрин.
Непомерный груз социальных обязательств, взятых правительством, висит камнем на шее бюджета. Дефицит коллапсирующего Пенсионного фонда в 2010 г. составил $ 64 млрд. (1,8 трлн. руб.). Это - просто безумная дыра, которую удаётся затыкать только нефтедолларами.
Но просто представьте себе, что будет, когда нефть URALS станет стоить по $ 34 за баррель. Зимой 2008-2009 гг. это выглядело так:
И это случится снова, как только начнётся вторая волна мирового экономического кризиса. Она не за горами:
http://www.gazeta.ru/financial/2011/09/07/3758953.shtml В общем, на пенсии, дамы и господа, можете не рассчитывать. Их не будет - как не будет и ПФР.
Правительство ведёт себя лишь как пассивный наблюдатель и не способно профессионально реагировать на вызовы современности. От краха в 2009 г. его спасло только то, что вторая волна кризиса была отодвинута искусственными методами на международном уровне, что
признал А. Кудрин.
Теперь мировая экономика вновь замедляется, нефть и сырье снижаются в цене из-за падения спроса и слабых перспектив. Это - основной фактор непрерывного падения курса рубля, который уже опустился до уровня бивалютной корзины конца 2009 г. Нас ожидают весёлые времена…
А сейчас речь пойдёт о хищническом отношении к недрам.
Итак, Россия в 2010 г. вышла на 1-е место в мире по добыче нефти. В среднем в I квартале 2011 г. в сутки в России добывалось 10,2 млн. баррелей нефти (с учетом попутного газа). Саудовская Аравия (2-е место) добывает 8,7 млн. баррелей в сутки, на 3-м месте - США с 8,7 млн. баррелей. Замыкают пятерку Китай и Иран (с добычей 4,2 и 3,7 млн. баррелей соответственно). В первой десятке также Канада, Мексика, Бразилия, Ирак и ОАЭ. Объём переработки нефти в I полугодии 2011 г.
достиг очередного исторического максимума - 149,6 млн. тонн. При этом количественный рост происходит
за счет снижения качества: доля мазута в общем объеме производства нефтепродуктов достигла многолетнего максимума, а глубина переработки нефтяного сырья - многолетнего минимума.
Однако суть в том, что Саудовская Аравия может позволить себе быть первой в мире по добыче нефти - с её-то запасами. Достаточно взглянуть на размеры стран в зависимости от их запасов нефти:
Однако именно наша маленькая страна является мировым лидером по выкачиванию нефти из собственных недр.
В 2003 г. была принята «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года». Её лейтмотив - максимальное извлечение нефти и газа из недр с целью продажи на внешнем рынке. Сейчас (1-е полугодие 2011 г.) уже 48% добываемой нефти идет на экспорт (а в СССР максимально экспортировалось лишь 22% от годовой добычи). Более 1/3 производимых нефтепродуктов и добываемого газа также вывозится за границу. Весь прирост добычи нефти за последние 10 лет ушёл на экспорт. За период 1990-2009 гг. внутреннее потребление нефти практически не увеличилось, хотя добыча возросла с 323,3 млн. т в 2000 г. до более 500 млн. тонн в 2010 г.
А вот как обстоит ситуация с добычей и экспортом газа:
Россия и здесь впереди планеты всей.
Казалось бы, при существующей кабальной зависимости от экспорта нефти и газа было бы разумно позаботиться о своевременном пополнении их запасов. Однако практически все месторождения нефти и газа, которые обеспечивают современный уровень добычи, были открыты еще в советские времена. За весь 20-летний период существования государства РФ в промышленную разработку было введено лишь одно крупное нефтяное месторождение - Ванкорское. И это - капля в море.
После развала СССР было упразднено Министерство геологии, число сотрудников Геологической службы в стране сократилось в 10 раз, в 4-5 раз уменьшился объем разведочного бурения, существенно снизились объемы геофизических работ. Фактически была свернута вся программа наращивания ресурсов минерального сырья. Интеллектуальная, кадровая, техническая, технологическая и организационная деструкция Геологической службы совсем близка к критическому уровню, превышение которого может привести к разрушению геологической отрасли страны.
А ведь именно при Путине был отменён налог на восстановление минерально-сырьевой базы (ВМСБ) в 2002 г. До того нефтяные компании на 90% финансировали геологоразведку за счет ВМСБ и лишь на 10% - за счет собственных средств. Отмена ВМСБ привела к обвальному спаду в и без того коллапсирующей геологоразведке, что отчётливо видно на графике:
Кроме того, резкое сокращение буровых работ снизило спрос на геологоразведочное и буровое оборудование, оставило без работы массу проектных институтов, сервисные компании просто прекратили свое существование.
К слову, совсем недавно Путин утвердил налоговый режим «60-66» для нефтяной отрасли, предусматривающий снижение экспортных пошлин на сырую нефть до 60% и уравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты (до 66% от пошлины на сырую нефть), который вступит в силу с 1 октября 2011 г. Новый налоговый режим сделает ещё более выгодным экспорт сырой нефти, зато мощно ударит по нефтеперерабатывающей отрасли - и может привести к сокращению на треть объемов переработки нефти внутри страны в первый же год действия, а также к повторению бензинового кризиса.
Тотальная зависимость от экспорта энергоносителей предопределила неизбежность эксплуатации на истощение месторождений Западной Сибири. По
мнению заведующего кафедрой геологии Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, доктора геолого-минералогических наук, профессора В.П. Гаврилова, эти месторождения уже вступили в стадию падающей добычи. Их запасы приходят к концу, снижается продуктивность скважин. При форсированном отборе, осуществляемом нефтяными компаниями РФ, быстро теряется пластовая энергия, падает коэффициент извлечения нефти (КИН). В Западной Сибири он составляет в среднем уже 20-25%, тогда как в советское время - 40-45%.
Массовое применение метода заводнения при разработке месторождений привело к преждевременному обводнению многих добывающих скважин. В среднем по России обводнённость эксплуатационных скважин составляет 82%, а на некоторых месторождениях той же Западной Сибири - 90%! По причине обводнённости, когда скважина качает воду и лишь немного нефти, у нас в стране брошено более 700 тыс. скважин, выработанных лишь на 1/3!
Кроме того, существует проблема попутного нефтяного газа (ПНГ), сжигающегося на факельных установках и наносящего огромный ущерб экологии. В России 27% добываемого ПНГ сжигается в факелах:
Это - дикость, дамы и господа. Как в Нигерии.
Что касается газа, то регион традиционной газодобычи - та же Западная Сибирь с месторождениями Медвежье, Заполярное, Уренгойское и др., которые также находятся в стадии падающей добычи. Месторождение Медвежье выработано на 75%, Уренгойское - на 65%, Ямбургское - на 54% и т.д. Тем не менее, их продолжают эксплуатировать на истощение, а ведь они дают почти 90% годовой добычи газа.
Правда, в отличие от положения с нефтью, перспектив с газом у нас побольше.
Но это только на первый взгляд. Основные надежды возлагаются, конечно, на Штокмановское месторождение. Оно расположено аккурат между Новой Землёй и Шпицбергеном, на границе льдов, на глубинах более 300 м. Главная трудность в освоении заключается в невозможности достичь цели с помощью современных отечественных технологий, поскольку на такой глубине невозможно использовать традиционные шельфовые платформы. Более того, в этом районе зафиксированы тектонические подвижки дна, а сам газоконденсат находится на глубине более 1,5 км от дна. Но даже если газодобычу там удастся начать, то его потребуется доставлять на материк по газопроводу. А это более 500 км.
Вот как это представляет себе «
Газпром»:
Цена проекта предусмотрительно не указана, но вряд ли она может быть менее $ 30 млрд. С тем же успехом можно попытаться начать добывать газ на Юпитере.
Таким образом, добыча нефти и газа в РФ не компенсируется восполнением их запасов. В итоге в целом по России запасы углеводородного сырья уменьшились на 15%, а в Западной Сибири - на 20%. Если ситуацию не изменить, то к 2030-м годам мы будем иметь удовольствие наблюдать коллапс нефтяной отрасли. По газу это «радостное» событие может произойти к 2040-м гг.
А кому-то сейчас очень хорошо жить, воруя невосполнимые углеводородные запасы у нас и будущих поколений! Но долго этот "праздник жизни" продолжаться не будет.