Чтобы понять, как мне лучше убираться, чтобы тратить на это минимум усилий, я прочитала различные методики, опыт других хозяюшек и различные советы по оптимизации этого процесса. Многие испытала на себе. Это нужно, потому что у всех разные условия проживания, разная семья, разные привычки.
У меня большой дом, поэтому этот метод оказался наиболее действенным. Но, возможно, он подойдет и другим хозяюшкам, у которых мало времени на одномоментную уборку всей квартиры.
По методу «разделяй и властвуй» я разделила всю уборку в доме на небольшие составляющие.
Сначала я делю дом на отдельные зоны.
У меня получается так:
1. Прихожая и холл.
2. Кухня.
3. Ванная и туалет.
4. Спальня и детская.
5. Гостиная.
В каждой зоне я работаю одну календарную неделю. Поэтому у меня прихожая и гостиная стоят первым и последним пунктом. В этих зонах у меня меньше всего работы. Прихожая - маленькая и почти без мебели, а гостиной мы практически не пользуемся, поэтому обычно там чисто. Иногда месяц может начаться с четверга, тогда на работу в прихожей у меня остается только один день, но прихожую можно и за один день убрать. Если месяц заканчивается так, что на последней неделе остается один рабочий день, то мне хватит и на гостиную одного дня. А в некоторых месяцах бывает просто ровно 4 недели, тогда я и вовсе могу объединить работу в первой и последней зоне на одну неделю. Эту оригинальную идею я тоже подсмотрела в методике Флай леди. Звучит это немного непонятно, но если один раз сделать себе схему, то все становится просто.
Вот, например, как выглядит моя таблица на март:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вос
Зона
1
2
На выходных я не занимаюсь уборкой
3
4
5
6
7
8
9
Прихожая и часть дел в гостиной
10
11
12
13
14
15
16
Кухня
17
18
19
20
21
22
23
Ванная и туалет
24
25
26
27
28
29
30
Спальня и детская
31
Гостиная, остаток дел
Такая же таблица на апрель:
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вос
Зона
1
2
3
4
5
6
Прихожая
7
8
9
10
11
12
13
Кухня
14
15
16
17
18
19
20
Ванная
21
22
23
24
25
26
27
Спальня и детская
28
29
30
Гостиная
Такие таблицы каждый раз делать не обязательно, просто это нужно для того, чтобы разобраться с устройством.
Я делала их первое время, а теперь уже сходу могу определить в какой зоне мне работать на этой неделе.
Далее я составляю огромный грозный список обязательных и не очень работ в каждой зоне.
Например, Прихожая:
- натереть зеркала;
- вытереть от пыли полки;
- протереть лампы;
- помыть входную дверь;
- постирать коврик;
- убраться на полке с обувью;
- перебрать верхнюю одежду;
- разобрать полки в шкафу.
Такой список нужно составлять особо тщательно, для этого я брала свою тетрадь и шла в прихожую, тщательно изучала ее сверху вниз, вписывая в список буквально все, что я могу делать в этой зоне. Конечно, есть такие дела, которые не нужно делать каждый месяц, например, мыть окна, но когда-то это делать нужно, поэтому они тоже идут в список. У меня самый большой список получился на кухне, потому что там бесчисленные маленькие делишки, начиная от пыли на лампах и заканчивая перемыванием праздничного хрусталя или ревизией круп. Но конечно, абсолютно все дела я не делаю каждый месяц, есть повторяющиеся дела, а есть такие, которые выполняются, время от времени. Например, складывать зимнюю обувь в шкаф мне нужно раз в год - весной.
Затем я компоную эти дела так, чтобы их можно было сделать за 15 минут, например, вытереть пыль и натереть зеркала за 15 минут можно успеть.
Вот теперь - это окончательный список дел в одной зоне. Этот список я внесла в свою тетрадочку, чтобы потратить на него один раз время и больше не возвращаться. Открыл тетрадку, посмотрел на перечень, вписал необходимое в Ежедневник.
Когда я планирую свою неделю, я открываю список дел в текущей зоне и просто выбираю необходимые дела. А затем вписываю их одним из пунктов в Еженедельный план. Например,
Пн.
1.
2. Натереть зеркала и вытереть пыль.
3.
Чт.
1.
2. Постирать коврик.
Вт.
1.
2. Помыть полку с обувью.
3.
Ср.
1.
2. Натереть дверь и хорошо ее вымыть снаружи.
Так каждый день по 15 минут я трачу на уборку, постепенно за месяц я убираю весь дом.
По пятницам я не планирую 15-минутные дела, хотя иногда могу их делать, но это обычно незапланированное вдохновение.
На каждую пятницу у меня запланирована большая уборка. Она заключается в уборке полов (пылесос и мытье полов), а также быстрое собирание вещей, которые не на своих местах. Обычно на это у меня уходит час времени, за 15 минут я не успеваю, а бросить недомытым пол перед выходными я не могу. Я неспроста запланировала большую уборку на пятницу. Просто на выходных - я совсем не убираюсь, я просто отдыхаю. А иногда на выходных могут нагрянуть гости, и хочется, чтоб дом встречал чистотой и уютом. Да и просто провести выходные в чистоте гораздо приятнее, чем лежать и рассматривать клубки пыли на полу, терзаясь желанием срочно начать убирать.
Отдых тоже очень важен в жизни домохозяйки.
Может показаться, что этот план ведет к постепенному захламлению и загрязнению, но на своем опыте я убедилась, что наоборот, начинаешь делать самые неожиданные дела. И все благодаря плану.
Но, конечно, у настоящей хозяйки своего дома будет свой план, который подходит именно к ее дому и ее семье, я лишь описала, как это делаю я, как мне удобно.