О ДОБЛЕСТНЫХ В БРАНИ.

May 27, 2020 12:12


Частенько встречаю неприятие слов свт. Афанасия Великого: «не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».
Например, сегодня прочитал довод: "Любая сторона будет их приводить для своего оправдания".
Read more... )

Каноны, Политика, свт. Афанасий, Богословие для чайников

Leave a comment

alexandrg May 27 2020, 12:15:43 UTC
Конечно, убийство на войне иначе классифицируется. Но это же не Афанасий постановил, еще в Ветхом Завете так.

Вспоминая про 13-е правило, я имел в виду не практику его применения, а само отношение к убийству на войне, выраженное в этом правиле. А то, что совет ВВ не применялся - совсем не факт. Вот, например:

«Что касается покаявшегося и просившего для себя епитимьи, то она назначена ему правильно. Я согласен с твоим ответом ему: если он не хочет подвергнуться епитимьи за умерщвление врагов, то пусть продолжает воевать, и мы до окончания войны не будем судить. Если же он желает подчиниться правилам Церкви, то ему надо избрать одно из двух: или, воюя, пользоваться земными почестями, или получить и исполнить епитимью.
Впрочем, ради последнего не стоит отвергать первого, ибо сражающиеся с врагами достойны похвал, как говорит божественный отец. Но им надо и нести епитимью. Так было и в древности: Моисей Боговидец оставил израильтян, возвращавшихся с победой после войны с мадианитянами, вне стана на семь дней, без сомнения, по внушению Божию, сказав так: «Всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день, вы и пленные ваши» (Чис.31:19).
Руководствуясь этим, или скорее, по вдохновению Божию, Василий Великий назначает таким епитимью на три года и учит, как может назначающий сократить ее. Ибо назначение епитимьи таким людям, конечно, касается убийства случайного, а не злонамеренного». [Преп. Феодор Студит. Послание 51]

Что касается «доблести», то тут ведь тоже все от конкретики зависит. А сама цитата не столько про доблесть, сколько вообще про убийство на войне.

Reply

kiprian_sh May 27 2020, 12:20:48 UTC
Конечно, не свт. Афанасий. Но это обнуляет доводы тех, кто говорит, что теперь-то Новый Завет, поэтому "не убий" - это про все.

Ну, Вы же понимаете, что это некий частный случай? Общей практикой это не было.

Да, не не столько про доблесть, но и про нее тоже.

Reply

alexandrg May 27 2020, 12:35:48 UTC
У Соловьева в «Трех разговорах» на этот довод есть очень яркое возражение, когда Генерал говорит, что «единственное доброе дело» его жизни было «убийством, и убийством немалым, ибо убил я тогда в какие-нибудь четверть часа гораздо более тысячи человек».

Но Вы же перед этим сказали «не применялось». «Не применялось» и «применялось ограниченно» - это все-таки не одно и то же.

Reply

kiprian_sh May 27 2020, 12:55:22 UTC
Я сказал: "судя по словам Вальсамона".

Соловьев-то тут при чем? С большой теплотой вспоминаю об этой книге, как одном из первых приобретенных мною дореволюционных изданий и произведшей огромное впечатление. Но....

Reply

alexandrg May 27 2020, 12:57:46 UTC
+++Соловьев-то тут при чем?+++

Да просто вспомнилось)

Reply

kiprian_sh May 27 2020, 13:07:20 UTC
Понятно :)

Reply


Leave a comment

Up