С Великой Субботой!
В третий раз за два дня мне дают ссылку на запись в ЖЖ, которую некая "баба" посвятила полемике с моими взглядами, а затем в комментах и обсуждению моей персоны:
https://ru-kamerton.livejournal.com/312781.htmlПоскольку у меня просят объясниться, то выложу объяснения отдельной записью.
Вот текст моей записи, послужившей поводом для критики:
"Поучаствовав в обсуждении проблемы с разными собеседниками, хочу сделать уточнение.
Я не считаю, что вправе анафематствовать мнение о гарантированной невозможности заразиться от причастия. Однако никто не вправе и обязать меня в этот догмат верить, не указав авторитетный источник, где догмат сформулирован Церковью. До той поры я вправе почитать этот догмат необоснованным и не верить в него. Причина, по которой я не верю в абсолютную безопасность причастия, заключаются в моей согласной с учением Церкви вере в неиллюзорность акциденций хлеба и вина в Чаше после пресуществления, то есть реальное присутствие всех физических, химических и пр. свойств хлеба и вина. Отсюда понятно (мне), что безопасность причастия может быть только как чудо. Но мне известно только одно гарантированное Церковью чудо, совершающееся в Таинстве Евхаристии - пресуществление. Все иные чудеса, возможность которых я не отрицаю, не являются гарантированными и зависят от воли Божией, которую я смиренно принимаю в любом случае, в том числе и в случае, если Господь не станет нарушать естественный ход вещей и попустит заражение" (
https://kiprian-sh.livejournal.com/545032.html).Дам некоторые пояснения, подводя итоги (промежуточные) обсуждения моей записи с рядом уважаемых собеседников
Прежде всего я исхожу в своем понимании из слов Исповедания Иерусалимского собора 1672 года (= Посланию Восточных патриархов 1723 года):
"Также [веруем], что Тело и Кровь Господа хотя разделяются и раздробляются руками и зубами, но только акцидентально, то есть это бывает только с акциденциями хлеба и вина, в которых они бывают видимы и осязаемы, а сами в себе они пребывают совершенно целы и нераздельны".
Во-первых, Собор 1672 года однозначно говорит, что Само Тело нераздельно и недробимо, а про акциденции не говорит, что дробимы и разделяемы акциденции Тела, но - хлеба и вина.
Во-вторых, понятно, что мы причащаемся того Тела Христова, которое уже 2000 лет как воскресло. У Христа одно Тело - "Тело Господа, находящееся на небесах"; и "хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым" (Исповедание собора 1672г.). Не Тело приобретает новые акциденции, но акциденции хлеба остаются после пресущетвления и сокрывают Тело.
Слово "акцидентально" здесь понимается как "это бывает только с акциденциями хлеба и вина", а не "с акциденциями Тела". То есть сказано вполне определенно, что "виды", которыми сокрывается от нас Тело Христово, не есть акциденции Тела. У Тела Христова - собственные акциденции (свойства). Никаких иных Тело Христово не имеет.
Далее. Если говорится, что мы причащаемся "Тела Господа, находящегося на небесах", и что "хлеб предложения, приготовляемый порознь во всех церквах и после освящения претворяемый и пресуществляемый, делается единым и тождественным с [Телом], что на небесах, и пребывает таковым" - то говорить о тленности этого Тела.... странно. В отношении самого Тела (а не акциденций, его сокрывающих) я говорю, что невозможно допустить, чтобы оно было тленно хоть в каком-то смысле (в том числе и быть носителем/передатчиком заразы). Само евхаристическое Тело Христово - нетленно. Это одно из его собственных свойств (акциденций). Однако Господь волен попустить акциденциям хлеба и вина быть подверженными всему, чему могут быть подвержены обычные хлеб и вино. Господь волен и нарушить этот естественный процесс, не попустить его (то есть не попустить вину пьянить, Св. Дарам -заплесневеть, не попустить заражение, или заболевание причастника).
Само же евхаристическое - тождественное Телу Господа, находящегося на небесах - Тело не может иметь свойства плесневеть и т.п.
Мое отношение к причастию, поэтому, основывается не на уверенности в гарантированной невозможности заразиться, а на словах св. ап. Павла: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Фил, 1, 21).
Да, мы причащаемся во исцеление души и тела, но известно, далеко не все и не всегда исцеляемся от всех болезней. Гарантий чуда мы не имеем. Имеем надежду. Все зависит от воли Божией.
И следует помнить, что для недостойно причащающегося Само Тело Христово может быть источником куда больших страданий, чем болезнь или даже смерть тела.
PS
Кроме того, есть еще проблема.
В сети говорят не только о Св. Дарах. То же говорят и о Чаше, и о лжице, и об иконах (могу предложить в обоснование невозможности заразиться от прикладывания к иконе слова прп. Иоанна Дамаскина: "икона Христа - Сам Христос, иконы святых - сами святые"). Уверен, возможны и еще какие-либо вещи, чрез которые, на чей-то благочестивый взгляд, заразиться невозможно: храм, территория внутри ограды, территория, которую обошел/объехал/облетел крестный ход. Митр. Онфрий, напр., утверждает, что колокольный звон "своими волнами разрушает всякие инфекции, заразы". Тут площадь "дезинфекции" вообще расширяется.
А вот диак. Владимир Василик нашел критерий, по которому можно веру определить, не атеист ли человек: "К верящему человеку зараза не прилипает" (
https://ruskline.ru/news_rl/2020/04/17/epidemiya_straha_strashnee_koronavirusa?fbclid=IwAR2u5W8ZAPOAUtDtNbcEjcxnpbaqQw1k2CTVaTzx3KkGkFG3hCqyfv97PsI).
Есть ли предел этому торжеству "благочестия"? Пожалуй, наши "ревнители" еще многих включат в число маловеров/атеистов/богохульников....
PPS
Повторю, что лично я не считаю себя вправе анафематствовать тех, кто придерживается иного взгляда.