Я писал, что "Несмотря на колебания Лосский все же предполагает, что спасение простирается на все человечество: и крещеных, и некрещеных, и даже не верующих во Христа" (
http://kiprian-sh.livejournal.com/393880.html).
В отличие от Лосского прот. Флоровский не сделал последнего шага, предпочтя не дойти до логического вывода из идеи восприятия Логосом всего человечества. Исходя из ошибочного понимания учения свт. Афанасия Александрийского (разбор этого аспекта учения свт. Афанасия см.:
http://kiprian-sh.livejournal.com/355229.html) он уверенно утверждает:
«Слово вочеловечилось, чтобы мы “обожились”, “чтобы обожить нас в Себе”. Обожение есть усыновление Богу, “чтобы сыны человеческие соделались сынами Божиими”. И мы, “восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его”, то есть в силу Его воплощения. Ибо не с одним каким-либо человеком соединилось Слово в рождении от Девы, но с человеческим естеством. И потому все совершающееся в человечестве Христовом непосредственно (но не принудительно) распространяется на всех людей, как “сродников” и “сотелесников Его”, в силу не только подобия, но и действительного сопричастия всех людей в человечестве Слова. Ибо Он есть лоза, а мы - ветви, “соединенные с ним по человечеству”. Как ветви единосущны с виноградною лозою и от нее происходят, так и мы, имея тела, однородные с телом Господним, от исполнения Его приемлем; и тело Его есть для нас “корень воскресения и спасения”. Общее обновление, помазание, исцеление, вознесение уже совершилось во Христе, ибо все понесены Им на Себе. Это не простое “сходство” или замещение, но подлинное единство. И потому во Христе все человечество помазуется Духом на Иордане, умирает на кресте и совоскресает в нетлении в Нем, “потому что носит Он на Себе наше тело”...».
Однако, вопреки логике, прот. Флоровский все же уточняет: «Но это соучастае и сопричастие человечеству Христову должно еще раскрыться и осуществиться в подвиге людей» (прот. Георгий Флоровский. Восточные отцы IV-VIII веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 36-37). Усвоив взгляд прп. Максима на апокатастасис, прот. Флороский полагает:
«В спасении нужно различать врачевание естества и врачевание воли... Естество врачуется и исцеляется непреложно, силою вседейственной милости Божией. Можно сказать - неким “насилием благодати” Во Христе все естество человеческое исцеляется всецело и во всем своем объеме - исцеляется от неполноты и смертности. Это восстановление полноты откроется во всеобщем воскресении - в воскресении всех: и добрых, и злых... По естеству никто не изъят из-под царственной власти Христовой, никто не отчуждается от силы воскресения... Но воля человека не исцеляется насильственно - ибо весь смысл исцеления воли в ее свободном обращении, в ее творческом устремлении к Богу. Воля человека исцеляется только в подвиге и в свободе... Только через подвиг входит человек в ту новую вечную жизнь, которая открылась во Христе...» (О смерти крестной, IV. // Догмат и история. С. 218).
Хотя не слишком понятно, почему несколькими словами ниже автор вдруг ставит воскресение в зависимость от крещения: («...в крещении верующий станосится членом Христовым, врастает в тело Его - единым Духом крещаемся мы в единое тело (ср. 1 Кор. 12, 13)... И таким образом на всех распространяется благодать воскресения» (Там же. С. 219)), но это можно отнести к отсутствию логической дисциплины. Важнее, что прп. Максим не учил, будто в восприятии человеческой природы Христос воспринимает всех. Потому перед прп. Максимом не могла встать проблема гееннских мучений части человечества как части тела Христова. Впрочем, прот. Флоровский так и не выносит окончательного решения, оставляя место тайне: «Страшный Суд остается тайной» (О последних вещах и последних событиях. // Там же. С. 465).