Удивительная каша изворотливость диалектика в рассуждениях Карсавина...
«Божья Всеблагость не могла не осуществиться. - Если Бог восхотел, чтобы все достигли Богобытия и чтобы всеединый Человек свободно стал Богом, это уже исполнилось. Как же примирить это с вечностью адских мук? Как все люди, навеки осужденные, ибо “все… до одного негодны” (Рим. III, 12= Пс. XIII, 1 сл.; ср. Рим. III, 23 и 10= Пс. LII, 4), - и спасены, тоже “до одного”, ибо если спасен хоть один момент всеединства, все оно спасено? Как всеблагость и осуществилась и не осуществилась?
77. Спасение всех (apokatastasis ton panton) является излюбленною идеею Православия, восходящею к Клименту Александрийскому и Оригену, утвержденною авторитетом Григория Нисского и Григория Богослова. Связанная с упованиями первых христиан, она доныне живет в “частных” мнениях отдельных иерархов, священников и мирян. Правда, она кажется несовместимой с господствующей традицией, которая опирается на проведенное по настоянию Юстиниана Великого Константинопольским Собором 553г. осуждение оригенизма, С еще большею решительностью отвергает спасение всех католичество, пытающееся, впрочем, в соответствие тенденции Православия к апокатастасису, смягчить ужас адских мук неудачным домыслом о чистилище (§ 74). Но в отрицании спасенности всех отрицается идея всеединства, ибо не может быть всеединством то, часть чего целому не причастна. И в этом случае взаимоотношение человека с Богом необходимо мыслить дуалистически - предположить в человеке нечто сущее человеческое. А тогда актом творения Бог “предопределяет” (§ 76) тварь к спасению или гибели и может по отношению к ней быть только внешним судией (§ 66), тварь же вне Бога была, есть и будет.
По существу, учение о спасении всех не есть еще оригенизм и с высказанным Константинопольским Собором согласуемо. - Утверждая спасение всех, мы должны утверждать вечность адских мук, “kolasis aperantos”, как дурную бесконечность умирания, нимало их не умалять и не понимать их временно. Далее должны мы отвергнуть “восстановление” всех «в прежнее состояние» (apokatastasis «eis ten archaian taxin») и одинаковую судьбу всех. Иначе говоря, проблема спасения всех должна нами ставиться не в плоскости догмата о вечных муках, а выше этой плоскости - в сфере Божественно Неисповедимого.
Наряду с текстами Писания, несомнительно говорящими о вечности ада и окончательной гибели грешных, можно привести столь же несомнительные в пользу всеобщего спасения.: - Сын Человеческий, «пришедший взыскать и спасти погибшее» (Мф. XVIII, 11), ясно говорит, что “нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (ib. 14). А все мы были детьми и все - дети Божьи; воля же Отца не в том, что Он не хочет нас погубить, но в том, что Он хочет свободного нашего спасения. Ал. Павел, не раз упоминающий о “возмездии” за грех, пишет и о том, что “истребите я последний враг смерть” и “Бог будет всем во всем” (I Кор. XV, 26, 28; ср. ib. Ill, 13 сл.). “Правда Божия чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и все лишены славы Божьей” (Рим. III, 22 сл.). А не все ли верят во Христа (хотя многие того и не ведают), если всякая душа - “прирожденная христианка” и даже тварь бессловесная с надеждою ожидает откровения сынов Божиих? “Христос умер за нечестивых.., за нас, когда мы были еще грешниками”; и, “будучи врагами, мы примирились с Богом, смертию Сына Его, тем более примирившись спасемся жизнью Его” (V, 6, 8, 10). “Правдою одного всем человекам оправдание к жизни” (ib. 18). Павел, ярче всего воспринимавший Церковь Христову в ипостаси Израиля, говоря о нем говорит тем самым и о всякой иной личности, индивидуализующей Церковь, и о всей Церкви. “Итак спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? - Никак!.. Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак!.. От их падения спасение язычникам, дабы возбудить в них ревность”. И это не только падение. “Ибо не хочу оставить вас… в неведении о тайне сей, что ожесточение произошло в Израиле отчасти (аро merus) пока не войдет полнота языков (to pleroma ton ethnon). И так весь Израиль спасется… Всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!.. Ибо все из Него, Им и к, Нему” (Рим. XI; ср. ib. XIV, 9). Основание же спасения всех в том, что “если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви” (ib. XI, 16). Без нас, без всех нас и праведники еще “не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее - дабы они не без нас достигли совершенства” (Евр. XI, 39 сл. Ср. Jalkunt schimeoni, Jesaja, 60).
Искусственно и неправильно можно толковать любые тексты, в том числе и сейчас приведенные, а давность ошибочного толкования не делает его истинным. Не следует, поддаваясь искушению, искусственно толковать и тексты в пользу вечности мук. Лишнее понимать термины “век”, “вечный” (aion, aionios) в обычном для I-III веков смысле «периода». Оба ряда текстов внешне не согласуемы. Надо, приняв их во всей их взаимопротиворечивости, найти высшую точку зрения.
Антиномичное единство вечных адских мук для всех со спасенностью всех же обосновывается не обособленными текстами, как и не идеею справедливости (§ 76). - Нами уже показана (гл. VII) необходимость адского бытия, без которого нет и бытия эмпирического (ср. § 57). Все сущее и в аду, хотя адские муки бесконечно многообразны по качеству и мере. И все сущее в аду по своей вине, всеединой и всяким по своему индивидуализуемой.
Поэтому Христос преодолевает не только недостаточность эмпирии, но и адскую муку, разрушая “вереи адские”. Преодолевает же Он адскую муку нисхождением во ад, хотя в Нем нет вины, и преодолевает именно потому, что вины в Нем нет. Победа Христа - умерщвление ада блистанием Божества. Если нет победы над адом, нет и усовершения эмпирии. Но для того, чтобы усовершение эмпирии и победа над адом были реальностью, необходимо, чтобы ад и эмпирия действительно, т. е. вечно существовали. Вечность же преходящей эмпирии есть бытие ее в аду. Так отрекаемся всякого докетизма.
Мы не могли бы сознавать нашу ограниченность, если бы не опознавали и нашей неограниченности (ср. § 65). Лучшее и высшее бытийнее и первее, чем худшее и низшее, которое и опознается - то лишь на основе первого. Есть, и всегда есть в Боге наше совершенство. Все мы, личности тварного всеединства, в Боге всегда совершенны. И если существует, т. е. обожено Им, даже наше греховное несовершенство, из чего необходимо следует, что существует вечный ад, - оно и ад обожены и существуют не бессмысленно, хотя сами по себе и в своем качестве и бессмысленны. В Боговоплощении (§ 76) Всеблагость преодолевает нашу непреодолимую предельность, т. е. делает так, что мы, свободно и потому неодолимо не желая полноты Богобытия и не обладая ею, свободно же и хотим и обладаем. Нет вечного ада без вечного рая; но нет и рая без ада, ибо рай существует несмотря на всеединое не-хотение твари. Рай же и ад не две половины или части бытия: тогда бы оно не было всеединым. Отрицая вечность ада, мы, сами того не замечая, отрицаем и вечное блаженство; утверждая же его - исповедуем победу Христа над адом. Так возвращаемся мы к умонастроению первых христиан. - Они в себе самих узревали свет Царства Божьего, осознавая себя спасенными благодатью Иисуса Христа несмотря на неодолимую греховность, вопреки тому, что “заслужили” лишь адские муки. Это о себе они говорили: “Ад, где твоя победа?” Она еще как будто была, соблазняя и устрашая. Но в уповании на Христа победа адова уже препобеждалась. Вера в сознании первых христиан преодолевала апорию вечного ада и спасенное. О “внешнем” же они не судили. - Мы только и делаем, что судим о “внешнем”. Потому для нас, маловерных, эта апория предстает вновь во всей ее непреодолимости. И если преодолеваем мы ее, так только умозрительно (не целостно) и упованием, не зная как и упованием рабского страха не побеждая.
78. Вечное страдание «не имеет предела» (peras uk echei) ни во времени, ни в пространстве, ни в каком-либо ином своем качествовании. Оно - дурная бесконечность умирания. Но эта его беспредельность и есть его предельность: оно определено дурною беспредельностью, неполною и несовершенною (бесконечностью всего себя и всякого своего момента (§ 56). “Вечность” ада есть не полная и совершенная, а - дурная и потому лишь чрез истинную или Божественную Вечность сущая (§ 76). Когда под “вечностью” адских мук мы разумеем их собственное качество, дурную бесконечность, мы еще не утверждаем, что они существуют. Когда же называем их “вечными” в смысле бытия и неуничтожимое, мы утверждаем бытие их в Боге, т. е. действительность и преодоленность их. “Вечность” - предикат Бога, содержащий в себе всю полноту и совершенство Его. Вечными муки могут быть только в Боге; в Нем же дурная бесконечность является моментом Его совершенства, а потому уже не “дурною”. Если адские муки существуют, как определенность твари и дурная бесконечность ее умирания, они существуют, как момент в преодолеваемости и преодоленности их, вечны в качестве момента Богобытия, хотя вечны и в своем качестве. Они восполнены и уже не адские муки в полноте Богобытия - “и вечного огня исхити”, - но они восполняются и восполнены в качестве адских мук и потому вечно существуют и как адские, безысходны. Вечная мука есть и не-уничтожима. В ней взыскивается “все до последнего кодранта”. Но чрез нее тварь приходит к блаженству (§ 62). Однако она искупительна не в смысле чистилища, ибо муки чистилища временны и осмысленны. Если тварь достигает блаженства, вечной муки для нее уже нет и даже не было: вечная мука за “великою бездною”. Но вечная мука была и, следовательно, есть: есть и в преодоленности ее и в себе самой. Если же она есть, нет полноты. Значит, с тем же основанием можно сказать, что ее и нет. Как же возможно, чтобы вечная мука (а следовательно и вечное блаженство - § 77) и была и не была, чтобы абсолютная предельность твари и преодолевалась и оставалась в себе самой непреодоленною?
Адское бытие, содержащее в себе и свою метаэмпиричность и греховную эмпирию, существует вечно, как утвержденное Богом. Но в полноте тварного Богобытия оно преодолевается и преодолено, а потому и не есть. Смерть и ад - неугасимый огонь и как бы “озеро огненное”, горящее жупелом, куда брошены “зверь”, “лжепророк” и “диавол” и где они “будут мучать день и ночь во веки веков”. Но “смерть и ад повержены в озеро огненное. Это - смерть вторая” (Ап. XIX, 20; XX, 10, 13 сл.).
В некоторой мере адское бытие дано и преодолевается уже в эмпирии: все в аду, но не все в нем “после смерти”. - Помню грех мой перед людьми и Богом. Чем больше думаю о нем, тем яснее его безмерность, его непрерывное распространение во всем бытии, мною свободно начатое, но роковое и необходимое. Знаю, мне не остановить уже его; не исправить, не возместить греха. Словно вновь совершаю его, о нем вспоминая и думая, но совершаю без радости, томясь и мучаясь, вне меня и несвободно. Точно овеществилась в нем моя мука и тяжела, как мертвое тело… Но почему же я узнаю в моем грехе мою вину? - Потому, что знаю уже, как должен был поступить, уже устремился к лучшему. Я бессилен еще в этом моем стремлении. Но «лучшее» все больше нисходит в меня, когда сознаю, что Бог ниспосььлает его мне, “презирая мои прегрешения”, и раскаиваюсь. Не простое блаженство дарует мне Бог, а блаженство чрез муку раскаяния и преодоление ее, блаженство большее и наивысшее. Пред ним ничтожно простое блаженство, чуждое радованию не по заслугам прощеного. Но оно есть - поскольку не устаю каяться и сам себя не прощаю. Не хочу прощать себя. И от этого мне еще лучше, ибо Бог меня прощает. Не хочу забывать мою муку - хочу помнить ее больше, чем помню, истинно ее переживать. И конечно, Бог никогда не даст мне забыть ее, ибо не захочет, Всеблагой, умалить мое блаженство. И это уже не ад. Это - рай. Но может ли быть такой рай, если нет ада? Впрочем, это - только предвкушение рая. Ибо в раю не упование на блаженство, а действительность и полнота его; и в аду не “воспоминание” о муке, а сама мука.
Не умаляем мы ужаса нашего греховного бытия. Если так кто-нибудь поймет наши слова, пусть лучше и не старается понимать их: простая баба-богомолка с ее наивными ужасами перед вечною мукою неизмеримо ближе к утверждаемому нами. Мы только знаем и чувствуем в самой тьме нашей, как радуется и плавится в Божественной Любви наше сердце. Ангел наш хранитель осеняет нас тихим сном, который живее жизни нашей. И внутри сердца нашего прозябает слабый росток - семя Царства Небесного, Оно близится и растет в нашем покаянии. Но все еще далёко и в нас немощно. Мне кажется, будто оно уже есть во мне; а его еще нет. Мне кажется, будто я стремлюсь к нему и, приемля Божью благодать, становлюсь благим. А я все еще во тьме кромешной. - Вот умилялся я думая, как Бог все мне прощает и как я, мучаясь моим прошлым, живу Любовью Божьей. Даже излучаться ею на других людей, на мир мне захотелось… Но тут-то я и заметил, что на самых близких излучаться любовью мне как раз и не хочется: только на воображаемых. Тут я и заметил, что на самом деле не хочу я этого. - Нет во мне любви к людям и миру. Не любовь во мне, а равнодушие неодолимое. И стало мне страшно пред моим нечувствием, пред безмерностью холода, который меня жжет и в ничто сжимает. Не знаю, как можно растопить этот лед. Не верится, что возможно. Непобедима Смерть… Но нет: она побеждена, и я только не вижу, не знаю, как, ибо побеждена Непобедимая. Она бы не была побежденною Смертью, если бы предстояла побежденною. Но она побеждается, ибо в раскаянии моем все же “приблизилось”, начало раскрываться во мне Царство Божие, ибо жив я сознанием его роста, сознанием того, что близится его полнота и конец моего ограниченного бытия. Раскаяние, само существует лишь чрез сознание приближения Царства Божьего, как жизнь моя - чрез раскаяние. А сознание близости Царства - сознание близости “конца” и жажда конца. В этом и только в этом смысле христианство эсхатологично (§ 56). Существо христианского сознания в чувстве надвигающегося “дня Господня”. Но “день Господень” не “исторический”, временный факт, а переход каждого из нас в высшую сферу бытия, где все мы “вместе” и “сразу”. Этот “переход” будет для всех нас и для каждого из нас. Но он уже и совершается во всяком мгновении умирающей жизни нашей. Ибо бытие во Христе не что иное, как усовершение и движение в Нем, без которых нет и совершенства. Христианская жизнь - полнота движения, история. Только осознав Божественную историчность христианства, можно преодолеть иначе непреодолимые апории вечного ада и спасенности всех, греховности и Богобытия, неполноты и совершенства. Но христианство исторично потому, что выше истории и что история в нем» (О началах, 76-78).
PS Дорогие друзья, повторю свой вопрос. Есть ли у кого текст книги О началах в бумажной версии или (еще лучше) в цифре, но с сохранением верстки?