Ответ на вопрос: "Один ли Бог у православных и еретиков?" -- можно бы искать, по-моему, в тех словах, которыми еретики, хотящие присоединения к Церкви, отрицаются от своих ересей, то есть присмотреться к тому, от чего (или кого?) они отказываются.
Вот, например, цитаты с сайта Миссионерского центра имени иерея Даниила Сысоева (
Read more... )
12-я глава 1 Послания к Коринфянам говорит о духовных дарах. Здесь слова "назвать Иисуса Господом" нельзя относить к обычной речи; Апостол говорит о прорицаниях, о речи "в Духе Святом" (см. греч. текст, там именно "в Духе Святом", а не "Духом Святым"; хотя и русский текст имеет тот же смысл, но греческий яснее).//
Сейчас посмотрел толкования. Мне кажется, Отцы понимали это место в том числе и в смысле обычной речи (хотя отчасти Ваше замечание уместно):
«Человек, в котором совершается действие даров Духа, - он может провозглашать и говорить: Господь есть Иисус.» (Св. Ефрем Сирин)
«Если мы не можем иначе, как только Духом Святым, назвать Иисуса Господом, то можем ли мы без Духа Его проповедовать?» (Амвросий Медиоланский, О Святом Духе)
«Что же, спросишь, сказать об оглашенных? Если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым, то что сказать о них, которые произносят имя Его, но Духа не имеют? Не о них теперь говорит (апостол), - так как (коринфяне) были тогда не оглашенные, - а о верующих и не верующих. Но разве никакой бес не именует Бога? Не говорили ли бесноватые: "знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мар.1:24)? Не говорили ли они и Павлу "сии человеки - рабы Бога Всевышнего" (Деян.16:17)? Говорили, когда были мучимы и вынуждаемы, а добровольно и не мучимые никогда. Здесь можно спросить: для чего бес говорил это, а Павел запретил ему? (Павел) подражал своему Учителю; и Христос запрещал бесам говорить, не желая получать от них свидетельство.» (Св. Иоанн Златоуст)
«в ком действует Божественный Дух, тому невозможно сказать, что Христос чужд Божественного естества; никому невозможно также искренно исповедать Его Богом, как только просвещаемому оною благодатию.» (бл. Феодорит).
«Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа (Мк.5:7)? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения - никогда.» (Бл. Феофилакт)
«…исповедать, как должно, Иисуса Господом никто сам собою не может, а если исповедует, то не иначе, как Духом Святым. Истинная вера, что Господь Иисус Христос есть Бог во плоти и Спаситель, Духом Божиим печатлеется в сердце. Есть разного рода нарицания Иисуса Господом; нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного. И бесы говорили Господу: вемы Тя, кто еси, Сын Божий (Мк. 1, 24; Лк. 8, 28). Но тут ничего не было искреннего, а крылась хитрость и намерение посредством этого другим путем отклонять от Господа. В наше время хитрость подобная крылась у спиритов; сначала они хорошо говорили о Господе, потом запрещали говорить о Нем, а теперь открыто стали одни порицать Его, а другие уверять, что и Он из их партии.»(Св. Феофан Затворник)
Получается, что из общего правила ("...только Духом Святым") исключаются лишь бесы, да еще (по св. Феофану Затворнику) - те, кто называют Его Богом неискренне.
//Иначе получилось бы, что каждый раз, когда мы с Вами называем Иисуса Господом, мы говорим "в Духе Святом", т.е. удостоены высоких духовных дарований... конечно, такой смысл придавать этому отрывку нельзя. //
Вы, разумеется, правы. Но, мне думается, это место не обязательно понимать столь возвышенно. Его можно понять просто в смысле действия благодати Святого Духа - хотя бы даже призывающей (как у тех же оглашенных).
Reply
Вы выделили слова "о верующих и неверующих" у Златоуста, как свидетельство того, что здесь говорится о "просто" верующих. Но откуда такое заключение? Златоуст ясно говорит, толкуя начало главы: "Что же было тогда? Когда кто-нибудь принимал крещение, то внезапно начинал говорить на разных языках, и не только на разных языках, но многие даже пророчествовали, а некоторые совершали и другие еще большие знамения. " Конечно, Златоуст говорит не о "просто" верующих, а о обладающих духовными дарами.
Потом, Вы привели толкование Златоуста на данный отрывок не целиком. Там в начале есть еще такая фраза: "Когда, говорит, ты увидишь, что кто-нибудь не произносит имени Иисуса или даже анафематствует Его, то он - гадатель; а когда увидишь другого, который обо всем говорит с именем Его, то знай, что он - духовный. " В контексте предыдущего понятно, что "духовный" - т.е. обладающий духовными дарами.
И блж. Феофилакта Вам не уступлю. Вы тоже его процитировали не целиком, в начале еще есть такая фраза: "И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он "анафематствует", то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением." А в начале толкования на 12 главу он говорит: "Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поскольку же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его силы; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса." Т.е. тоже понятно, что речь идет не о простых верующих, а об обладающих духовными дарами.
Вы думаете, что свт. Феофан поддерживает Ваше толкование? Отнюдь. Ведь он конкретно говорит: "Истинная вера, что Господь Иисус Христос есть Бог во плоти и Спаситель, Духом Божиим печатлеется в сердце. Есть разного рода нарицания Иисуса Господом; нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного. "
Он здесь говорит лишь о нарицании сердцем, в котором Св. Духом запечатлелась истинная вера, а не о нарицании языком, памятью или мыслью. Не о том нарицании, которое только "от головы", а о дарованной Св. Духом вере. Конечно, здесь речь о просвещенных Св. Духом, об обладающих сердечной молитвой, а не о тех, кто лишь интеллектуально верит.
У остальных Отцов, процитированных Вами, очевидно, что речь идет об обладающих духовными дарами.
Совсем не о призывающей благодати здесь речь. И даже не о "простых" верующих. У всех Отцов, насколько я могу видеть, понимание единое.
Reply
....
А в начале толкования на 12 главу <бл. Феофилакт> говорит://
А почему Вы считаете, что слова из толкования начала главы - следует полностью переносить и на это место? Тот же св. Феофан Затворник отмечает, что "Связь сих слов <1 Кор 12:3> с предыдущим не так ясна. Темже сказую, говорит,- будто вывод из предыдущего делает; а как это выходит, оттуда не видно."
Что касается духовных даров: дар веры, дар искреннего (сердцем и умом) исповедания Иисуса - Господом - и является одним из таковых, о чем и пишет Апостол. Так что никакого противоречия тут нет.
Стоит обратить внимание и на эти слова Златоуста:
"Но разве никакой бес не именует Бога? Не говорили ли бесноватые: "знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий" (Мар.1:24)? Не говорили ли они и Павлу "сии человеки - рабы Бога Всевышнего" (Деян.16:17)? Говорили, когда были мучимы и вынуждаемы, а добровольно и не мучимые никогда. Здесь можно спросить: для чего бес говорил это, а Павел запретил ему? (Павел) подражал своему Учителю; и Христос запрещал бесам говорить, не желая получать от них свидетельство."
Златоуст долго подробно объясняет, почему эти слова "никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым" неприменимы к бесам. Если Вы правы и они применимы даже не к любому верующему, а лишь к совершенным - какой смысл в таком подробном объяснении про бесов?
Вообще же вопрос о правильности моего или Вашего понимания слов св. Иоанна Златоуста и бл. Феофилакта (который, лишь кратко пересказывает св. Иоанна) в данном случае упирается в тот пример, который приводят оба - пример оглашенных. В них спасающая благодать еще не действует - действует лишь призывающая (которая может действовать и среди еретиков и даже среди язычников). Исключают ли их св. Иоанн Златоуст и бл. Феофилакт из числа "верующих"? Их слова можно понять по-разному....
//Вы думаете, что свт. Феофан поддерживает Ваше толкование? Отнюдь. Ведь он конкретно говорит: "Истинная вера, что Господь Иисус Христос есть Бог во плоти и Спаситель, Духом Божиим печатлеется в сердце. Есть разного рода нарицания Иисуса Господом; нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного. "
Он здесь говорит лишь о нарицании сердцем, в котором Св. Духом запечатлелась истинная вера, а не о нарицании языком, памятью или мыслью. Не о том нарицании, которое только "от головы", а о дарованной Св. Духом вере.//
Разумеется о ней! О чем же еще?
//Конечно, здесь речь о просвещенных Св. Духом, об обладающих сердечной молитвой, а не о тех, кто лишь интеллектуально верит.//
Прошу прощения, а где у св. Феофана про "просвещенных Св. Духом" и про "обладающих сердечной молитвой"? По-моему, он вполне ясно пишет, кто из именующих Христа - Господом - делает это не Святым Духом - те, кто подобно бесам или спиритам делает это неискренне.
Reply
Потому что это контекст! Базовый принцип экзегезы. Нельзя толковать отрывки вне контекста.
+Что касается духовных даров: дар веры, дар искреннего (сердцем и умом) исповедания Иисуса - Господом - и является одним из таковых, о чем и пишет Апостол. Так что никакого противоречия тут нет.+
Конечно, дар веры - это духовный дар. Который - как любой духовный дар - есть не у всякого верующего! Не забывайте, что "вера" употребляется в двух смыслах, вспомните: "Верую, Господи, помоги моему неверию". Есть вера "от слышания", которая требуется от каждого крещаемого (отсюда все члены Церкви называются "верующими" или "верными"), и есть духовный дар искренней сердечной веры ("осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом").
+Если Вы правы и они применимы даже не к любому верующему, а лишь к совершенным - какой смысл в таком подробном объяснении про бесов? +
Потому что это духи, только злые. Апостол говорит, по сути, о "различении духов".
+Исключают ли их св. Иоанн Златоуст и бл. Феофилакт из числа "верующих"? Их слова можно понять по-разному....+
Да нет, мне кажется, они вполне понятно говорят, что этот отрывок не относится к оглашенным, поскольку Апостол обращается к верующим. (Но - подчеркну я - к тем верующим, которые были тогда! У которых были духовные дары у каждого).
+По-моему, он вполне ясно пишет, кто из именующих Христа - Господом - делает это не Святым Духом - те, кто подобно бесам или спиритам делает это неискренне.+
Да нет же, прочитайте внимательно: "нарицают Его так иногда язык только, иногда память, иногда и мысль; но нарицание сердцем совсем иное от всего подобного."
Т.е. он не включает тех, кто исповедует Христа Господом только языком или мыслью (пусть и искренне), в число тех, к кому относится этот отрывок. А лишь к нарицающим сердцем, т.е. у кого Дух Святой поселился в сердце. Что в аскетической традиции называется "сердечной молитвой" или "умной молитвой".
Reply
Leave a comment