"Интересно наблюдать, как люди, упрекающие тех православных, кто следует учению Церкви, в своего рода жадности по отношению к инославным, в нежелании допустить их спасение, в противовес охотно раздают то, что им не принадлежит, как будто бы это кто-то из них своей кровью искупил человечество и теперь решает, кого удостоить небесных благ" (
Read more... )
Я не хочу оценивать ваши догадки, скажу лишь, что они не исчерпывают ситуацию. Во-первых, некрещенных порой причащают. Такое случается редко, поскольку некрещенные не ломятся к причастию гурьбой. (Хотя кто знает, может и ломятся, но в Москве причастие во многих храмах бывает без исповеди, поэтому как узнать - крещеный человек подходит или нет?). Тем не менее, мне известны многкратные случаи, когда сознательно причащали некрещенных.
Но главное не в этом. Вы удивительным образом исходите из того, что все люди одинаковы в своем религиозном призвании. Вы, насколько я понимаю, приписываете своим оппонентам по вопросу об апокатастасисе своё убеждение в том, что на пути богообщения существует лишь один правильный порядок действий. Но далеко не все ваши оппоненты с этим согласятся. Говоря за себя (и, верноятно, на многих моих знакомых клириков и мирян, о мнениях которых я осведомлен), могу ответить, что я не считаю, что членство в какой-то из исторических христианских Церквей является обязательным условием для духовного возрастания в веце сем и пребывания с Отцом небесным в вечности. Ни крещение, ни причащение Святых Таин не являются совершенно необходимыми формами богообщения. Разумеется, тем из людей, кто носит имя христиан, кто знает Господа Иисуса Христа не только интуитивно, но и в историческом контексте, из Евангелия и предания Церкви, было бы странно отрицать эти формы. Разумеется, Дух дышит, где хочет, но исторический опыт свидетельствует, что в Церкви, в ее таинствах и служении, Дух дышит особым, уникальным и дорогим для многих людей образом.
Да, религиозная культура - тоже культура. Но вы же не возмущаетесь тем, что люди, любящие и "практикующие" русскую культуру, тем не менее, не отрицают иных культур, а порой и любят их. Так же и с культурой религиозной. Я верую, что полнота любви пребывает во Христе и может преподаваться через Церковь. Но я также верую, что Христос может изливать Свою любовь на человека и помимо исторической, видимой Церкви. Я решительно не понимаю, почему уверенность, что Бог превывает везде, любит и призывает к себе всех, должна обязательно исключать преданность православной религиозной культуре, православному духовному наследию. Да, Бог никого не оставляет погибели - ни атеистов, ни язычников. Но меня при этом он призвал именно в православие, открыл мне именно этот путь, помог мне увидеть красоту и достоинство православной веры. Кому-то представлятся, что можно причащаться водкой-селедкой? Ради Бога. Если Бог им так открыл - пожалуйста, хотя у меня это и вызывает удивление и некоторое недоверие. Но мне Бог открыл иначе, меня Бог призвал в святое православие, и я знаю, что я далеко не один такой - православных христиан миллионы.
Что же до пребывающих в неведении православных (которых ничуть не меньше, чем пребывающих в неведении буддистов) - они чада Божии, и Богу решать, как и каким образом их привести к ведению. Лично я себя не считаю в праве лезть к ним с какими-то наставлениями. Максимум, я могу поделиться своим опытом и своими убеждениями с теми, кто обращается ко мне, как к священнику, за духовным советом.
Reply
Простите за вопрос: а Вы Деяния Вселенских соборов читали? Ну зачем, ну зачем отцам соборов нужно было всё это?
И боюсь спрашивать, верите ли Вы сами в действенность Таинств...
Reply
Leave a comment