Наткнулся в сети на обсуждение еще одной интересной попытки библеиста А. Десницкого "освежить восприятие" современного читателя Писания: «Еще одно знаковое слово - еврейское “сатан”, которое означает “враг, неприятель”. От него происходит и сатана, именно его использует и синодальный перевод во 2-й главе Иова. Но дух, которого мы видим там, не
(
Read more... )
Reply
Reply
Хотя вообще-то более неправ тот, кто первым начал стрелять.
Reply
Reply
Reply
Вообще, в тексте только две фразы мне кажутся действительно некорректными:
1) "Вероятно, не случайно д-р Десницкий (вопреки православной традиции и нормам современного русского языка) пишет слово «враг», обозначающее диавола, «с большой буквы как имя собственное». Получается так, что никакого сатаны нет, но его присутствие в тексте есть, причем величается он с заглавной буквы";
2) "Каким же образом непосвященный читатель сможет увидеть диавола там, где хитрый переводчик его предусмотрительно спрятал?".
Здесь прот. Буфеевым предполагается злонамеренность и угадываются некие тайные цели.
Reply
Автор нового перевода Книги Иова также «занимался преподаванием в ряде богословских учебных заведений» [с. 79], в частности, в Свято-Филаретовском институте, возглавляемом священником Георгием Кочетковым. <<
А это не оно самое, по-Вашему?
"Он так говорит, потому что он...". Классика жанра.
Reply
Reply
Это объяснение оппонента вместо понимания, в чем и есть суть аргумента ad hominem.
Reply
И некорректно было бы, если бы нижеприведенный текст был не иллюстрацией к умонастроениям определенного круга, а было бы именно так, как Вы увидели: ""Он так говорит, потому что он...". Но я этого не увидел, я увидел в крайнем случае: "Он так говорит, потому-то он...".
Reply
Эта цель, несомненно, тут есть.
Так это и значит, что нет тут никакой аргументации, а есть просто констатация различия.
Аргументация - это доводы на базисе, общем для обоих "кругов".
И тогда вопрос: а что за смысл у такой констатации без аргументации?
Reply
Reply
По крайней мере, является некоммуникативным. Здесь критерий - однозначно представления его собственные и его круга, и не видно стремления к прояснению общих оснований. Стойкое впечатление, что групповое мнение полностью отождествляется с истиной.
Reply
Да, разумеется. Более того, адресатом текста является, по-видимому, собственный круг, а не оппоненты.
Однако настаиваю, что это все же не аргумент ad hominem :)
Reply
Если исходить из этого, то вопрос об ad hominem отпадает сам собой за ненадобностью аргументации как таковой.
Но я не думаю, что это в чистом виде так. Резонно предположить еще мотивацию распространения своих взглядов. И вот тут уже ответственности бы людям побольше :)
Reply
Да, пожалуй.
Reply
Leave a comment