Вот мне интересно, была ли на Востоке хотя бы у кого-нибудь из отцов такой силы неотступность в вопрошании о мире, о его сотворении и устроении, о знании, какие мы видим в 11-й Книге "Исповеди".
Мне кажется, что зерно отказа от веры в Бога, к которому пришел ныне Запад, и даже -- отказа от какой бы то ни было истины, было посеяно творениями св. Августина.
Сам он чаял найти ответы у Бога (Будь настойчива, душа моя, напрягай свою мысль сильнее: "Бог помощник наш. Он создал нас, а не мы себя"). Последователи со временем все меньше и меньше спрашивали у Бога. И в конце концов сохранили одну лишь неотступность вопрошания, обращенную неизвестно к кому и чему (к своей душе? к миру?).
Вспомним похожее на горячечный бред тоскующе-отчаянное стремление Витгенштейна удостовериться в том, что вот это -- его рука... Эта тоска -- оттуда, из 11-й книги...
А потом люди устали напрягать свою мысль, отчаялись услышать ответ и перестали спрашивать. Расслабились и стали смеяться :)