Об Иисусе Христе. Попытка современной православной христологии.

Mar 03, 2011 17:17

В православном богословии традиционным учением о Христе является христология Вселенских соборов. В попытке абстрагироваться от этих привычных схем автор рассматривает понимание личности Христа с других позиций. (http://www.bogoslov.ru/text/1476134.html).
За ссылку благодарю illusoryshadowRead more... )

Последний экуменизм, Искупление

Leave a comment

(( nickola2 March 3 2011, 16:10:29 UTC

С трудом представляю, как такое может оказаться в оф. катехизисе РПЦ:

В своей смерти Он также в полноте испытал опыт человеческого страдания и богооставленности, так что никакой человек не может упрекнуть Его в непонимании своего положения. Одним словом, совершенство Христа - в полноте восприятия человеческого опыта, а не в соответствии нравственным устоям или физическим идеалам той или иной эпохи.

Reply

Re: (( nadeyev March 3 2011, 16:27:37 UTC
Да, это становится действительно серьезной проблемой.
"Опыт богооставленности", если принять это утверждение, с неизбежностью приводит нас к тому, что во Христе было две личности (два лица): божественная Личность (Лицо) Логоса - второй Ипостаси Святой Троицы, и личность (лицо) человека Иисуса из Назарета. Только в таком случае богооставленность может иметь место. А у Христа - одна Божественная Личность (одно Лицо).

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 3 2011, 18:01:36 UTC
**совершенство Христа - в полноте восприятия человеческого опыта, а не в соответствии нравственным устоям или физическим идеалам той или иной эпохи**

Все было бы верно, если бы звучало это так:
"совершенство Христа не только в соответствии нравственным устоям или физическим идеалам той или иной эпохи, но и в полноте восприятия человеческого опыта"

Reply

Re: (( nickola2 March 4 2011, 13:40:38 UTC

Меня больше первое предложение данной цитаты беспокоит.

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 4 2011, 13:54:32 UTC
**В своей смерти Он также в полноте испытал опыт человеческого страдания и богооставленности, так что никакой человек не может упрекнуть Его в непонимании своего положения. **

Это? Лично я тут не вижу никакой проблемы. Был возглас Христа: "Боже мой, Боже мой, зачем Ты оставил МЕНЯ"? Не "мою природу человеческую", а "Меня"! Мы никогда не поймем КАК это могло быть, здесь мы останавливаемся перед Таинством и Тайной, но это было

Reply

Re: (( nickola2 March 4 2011, 14:13:04 UTC

Богооставленной м/б только тварная ипостась. Подобный дискурс предполагает, что либо Христос - является тварной ипостасью, либо Им воспринята человеческая ипостась. Первое - богохульство, второе - за гранью православной христологии, т.к. утверждается динамический характер Воплощения.

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 4 2011, 14:48:34 UTC
Вы знаете, все эти логические инсинуации я могу понять не хуже Вас. Но возглас Христа на Кресте был, или Вы предлагаете "отредактировать евангелие", чтоб не возникало лишних проблем?

Reply

Re: (( nickola2 March 4 2011, 15:08:58 UTC

Я предлагаю следовать отеческой христологии, которая различает усвоение относительное и существенное.

Православное толкование крестного возгласа Христа, есть напр. в ТИПВ преп. Иоанна Дамаскина:

Слова же: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил ? (Мф. 27,46) Он сказал, так как имел наше лицо Своим собственным. Ибо ни Бог Отец Его не был бы поставляем вместе с нами, если бы именно, при помощи тонких представлений ума, не было разделено видимое от того, что воспринимается умом, ни Он, с другой стороны, никогда не был оставлен Своим Божеством, но мы были покинутые и пренебреженные; так что Он молился об этом, усвояя Себе наше лицо.
(кн. 3 гл. 24. О молитве Господней), см. также гл. 25 об усвоении.

Reply

+ kiprian_sh March 4 2011, 17:20:37 UTC
Простые вещи уже не понятны... Просто посмотреть толкование свв. отцов -- в голову не приходит.

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 4 2011, 17:52:32 UTC
Вы сами не заметили, что преп. прямо говорит то, против чего Вы восстаете: "имел наше лицо Своим собственным". Аминь!

Reply

Re: (( nickola2 March 6 2011, 01:48:06 UTC

Я восстаю против определенного (еретического) понимания богооставленности Христа. В принципе, фразу о восприятии опыта богооставленности можно истолковать православно. Но у меня есть нек. основания предполагать, что "в попытке абстрагироваться от привычных схем" автор статьи преодолел границы православной догматики, на что косвенно указывает расплывчатость обсуждаемого нами текста.

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 6 2011, 04:04:45 UTC
увы, пока что вижу Вашу борьбу со своей же собственной трактовкой :)) Ни автор, ни его комментаторы того, что Вы там узрели не вкладывали.

Reply

Re: (( nickola2 March 6 2011, 10:00:20 UTC

Разве не очевидно, что большинство читателей, не слишком хорошо знакомых со святоотческой верой, скорее всего поймут это как, что Христос был оставлен благодатью по человеческой природе?

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 6 2011, 10:01:50 UTC
короче, изложите свою трактовку, которую Вы считаете адекватной и не двусмысленной. А то как-то разговор впустую...

Reply

Re: (( nickola2 March 6 2011, 10:47:04 UTC

Точная трактовка уже давно изложена в ТИПВ. Я уже упоминал гл. 25 (Об усвоении), но Вы к сожалению не обратили внимания. Преп. Иоанн говорит об усвоении в двух разных смыслах:

Должно же знать, что есть два усвоения: одно - естественное и существенное и другое - личное и относительное. Естественное и существенное, конечно, то, соответственно которому Господь, по человеколюбию, восприял как естество наше, так и все естественное, по естеству и поистине сделавшись человеком и испытав то, что относится к нашему естеству ; личное же и относительное бывает тогда, когда кто-либо принимает на себя лицо другого по причине какого-либо отношения, то есть сострадания или любви, и вместо него произносит направленные в его защиту речи, самого нисколько не касающиеся. Соответственно этому Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не естественно, усвоил, Сам не будучи этим или не сделавшись, но принимая наше лицо и поставляя Себя наряду с нами. Вот такого рода смысл имеет и изречение: быв по нас клятва (Гал. 3,13). ( ... )

Reply

Re: (( abbatus_mozdok March 6 2011, 10:55:55 UTC
Это уже ответ. спасибо.
А теперь задумайтесь: "Личное" усвоение - это то, что я пережил в себе по-ипостаси. В Вашем же понимании возглас Христа как раз становится "безличным".
Именно так, как пишется ТИПВ понимает тему и автор обсуждаемой статьи: Богооставленность была пережита как боль (как и смерть) ИПОСТАСЬЮ СЫНА - как реальность человечества, к которому Он приобщился. Это можно еще назвать "субъективным" переживанием, но все же это именно ЛИЧНОЕ переживание, а не безличное.

Reply


Leave a comment

Up