Пара вопросов о Правилах Трулльского собора.

Nov 06, 2018 09:08


Выношу из комментов реплику, очень заинтересовавшую меня:
Рим прямо не признал не только IVВС28, но и весь Трулльский собор. А без правил Трулльского собора каноническая система Православной Церкви рассыпается.
Если же мы скажем, что Рим косвенно признал правила Трулльского собора, утвердив на VII ВС - VIВС, которому были приписаны правила ( Read more... )

Каноны, "Томос"

Leave a comment

Comments 30

andrew_larisa November 6 2018, 06:57:46 UTC
"А что отцы VII Всел. собора в настоящем своем правиле разумели именно те правила, кои утверждены на трулльском соборе, свидетельствует председатель VII Всел. собора патриарх Тарасий в своей речи на четвертом заседании собора" (https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/254#note1319)

Reply

kiprian_sh November 6 2018, 07:07:59 UTC
Мне пояснили, что Акты собора утвердил (за рядом исключений) папа Константин в 710 г. В число утвержденных входит и Правило 36, повторяющее 28 Халкидонского собора.

Reply

andrew_larisa November 6 2018, 07:40:12 UTC
Да, не знал точно когда утвердили, но интуитивно догадывался, что императоры дожали пап до 7ВС.

Reply

zloi_prepod November 6 2018, 07:44:40 UTC
А что за источник?
В ПЭ говорится, что были переговоры и вероятно был достигнут некий компромисс, но в чем он мог состоять - неизвестно.

Reply


kerzhenec November 6 2018, 08:52:56 UTC

По первому вопросу у меня не хватает компетенции. Второй же вопрос касается скорее взгляда на предмет. Потому позволю себе предположить, что поскольку западные и восточные церкви на тот момент были едины, то непризнание одной из половин церкви каких-либо канонов лишает их авторитета вселенскости, но оставляет значимость местную. Поскольку наша церковь и иные восточные приняли для себя эти каноны, постольку они для нас и обязательны. Так что вроде бы ничего и не рассыпается. Просто имеет несколько меньшую значимость.

Reply

kiprian_sh November 6 2018, 08:54:11 UTC
Да, согласен.

Хотя, вроде, и Рим принял, хотя и не без исключений.

Reply


illusoryshadow November 6 2018, 09:12:55 UTC
По-моему, это один из случаев, где очень велик зазор между формальным согласием и реальной рецепцией.
Но не уникальный: я недавно с удовольствием прочел у Йозефа Ратцингера (допапского периода), что католикам надо провести рецепцию Седьмого собора, потому что фактически его решения на западе не поняты.

На тему того, какие реально правила признавались на западе, у меня есть ещё такое свидетельство: в "Хронике" Саксонского летописца за 1112г. приведено исповедание папы Пасхалия, содержащее, в частности, следующие слова: "Я почитаю... 4 Вселенских собора, как 4 Евангелия, - Никейский, Эфесский, Константинопольский и Халкидонский, а также собор в Антиохии, декреты святых отцов - римских понтификов .... ".
(я когда-то, когда делал выписку, пометил: "собор в Антиохии связан с инвеститурой"; но не могу понять, какой собор мог папе помочь и откуда я это взял, впрочем, это сейчас непринципиально). Здесь 4 собора как источники канонического права (перед декретами понтификов) явно ограничены в числе, как Евангелий ровно четыре, а не больше.

Reply

illusoryshadow November 6 2018, 09:42:31 UTC
Здесь ещё обсуждалось немного о соотношении трулльских правил и церковного устава:
https://ustav.livejournal.com/1294503.html?thread=26748839#t26748839

Reply

andrew_larisa November 6 2018, 10:13:19 UTC
....велик зазор между формальным согласием и реальной рецепцией....

Если ближе к вопросу топика, то формальное согласие Рима с равными преимуществами Константинополя, конечно, не означало реальной рецепции равноправия престолов: второй из них не был кафедрой Петра. но лишь Царствующим градом.

Ныне формальное согласие Поместных церквей с первенством Константинополя не означает реальной рецепции властных претензий "первого по чести": нет Царствующего града, но лишь дань уважения к былому величию кафедры и абсурдные попытки иного обоснования первенства, типа тринитарных аналогий.

Reply

andrew_larisa November 6 2018, 10:25:35 UTC
Фанар ленивое, "братолюбивое" молчаливое согласие Поместных церквей ("лишь бы не было войны" престолов, великой схизмы) с их действиями на Украине посчитает рецепцией своих властных полномочий.

Reply


maximlubyanov November 6 2018, 11:55:05 UTC
Если по 28-у правилу, то недавно читал у Никодима Милаша на толкование этого правила историю с препирательствами вокруг него Рима и Царьграда:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/149
про признание, во второй половине текста, начиная со слов "Несколько спустя, и западом была признана" ...

Reply

kiprian_sh November 6 2018, 12:25:51 UTC
Ну, прямо скажем, не идеальное признание :)
Лучше все-таки делать упор на признание 36 Правила Трулльского собора.

Reply


ext_4866190 November 9 2018, 11:20:43 UTC
Я хотел спросить по поводу самодеятельности патриарха Фотия и его номоканона. На основании правил ВС которые здесь обсуждаются, п. Фотий обосновал приобретение к-льского кафедрой конкретной привилегии - а именно судебной, которая являлась преимуществом римской кафедры согласно правилам Сардикийского собора. В правилах Сардикийского собора это преимущество, во времена папы Юлия, объяснялось данью уважения и памяти апостолу Петру. Т.е., это судебная прерогатива римской кафедры согласно правилам упомянутого собора связывалась с авторитетом апостола Петра, и никак не с бытностью императорской власти в Риме, которая надо сказать во времена папы Юлия в Риме имела еще место. И соответственно вопрос - все ли без исключения привилегии римского престола согласно 28-му правилу 4ВС могут принадлежать к-льскому патриарху? Как быть с этой судебной прерогативой римского престола, о которой говорится в правилах Сардикийского собора, и в которых она объясняется авторитетом апостола Петра, как эта прерогатива может быть перенесена на к-льский престол, ( ... )

Reply

pawellvasiliev November 9 2018, 17:21:37 UTC
<<в правилах Сардикийского собора, и в которых она объясняется авторитетом апостола Петра, как эта прерогатива может быть перенесена на к-льский престол, который никогда не служил кафедрой апостолов?>>

Мне кажется, ответ сокрыт в данном толковании св. Златоуста: "Если же кто спросит: почему же престол иерусалимский получил Иаков? - то я отвечу, что Петра Христос поставил учителем не для этого престола, но для вселенной". http://bible.optina.ru/new:in:21:19... )

Reply

andrew_larisa November 10 2018, 08:17:57 UTC
...когда глава нашего народа патр. Варфоломей говорит, что КнП - начало и свет Церквей, он имеет ввиду оба Рима...

Экуменический "отец народов" прекрасно знает где ныне столица мира и всё бабло. Так что все эти разговоры о греческой расе, о Константинополе - только для наивных греков, а большинство его паствы в Америке, там и спонсоры, там и его Новый Рим.
Но МП в 1970 году замахнулся на святое для него - дал автокефалию Православной церкви в Америке, которая входила в КП, в результате от последнего исторглись богатые и влиятельные приходы и епархии. Но влеленский деспота сумел не поддаться эмоциям, он не рвал общения и риз. Он знал, что "коллективная личность" вселенского императора не оставит своего верного "милет-баши" и даст шанс реванша. И вот, наконец, долгожданная команда "фас" от хозяина! Если не зЪим УПЦ, то хотя бы покусаю! Но, конечно, по византийски величаво, канонично и с отеческой любовью.

Reply

pawellvasiliev November 10 2018, 10:12:29 UTC
<<Экуменический "отец народов" прекрасно знает где ныне столица мира и всё бабло>>.

Эти обвинения не новы. Еще Павла иудействующие обвиняли в том, что он все делает из-за бабла (см. 2Кор 11).

Reply


Leave a comment

Up