В развитие одного разговора.

Feb 12, 2011 23:58

Собственно - этого: http://kipha.livejournal.com/56669.html?thread=149853#t149853
Я написал такой грандиозный по размерам ответ уважаемому d_v_sokolov, что он не поместился в стандартную форму - превыил её в три раза. Потому - выношу обсуждению сюда. :)

Размышления над вселенной "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова в контексте создания антиефремовских рассказов.

Продолжаем разговор.

Потомки беглецов не могли не вернуться на Землю. Sancti Terra! И она принадлежит полным отморозкам - разве такое могут себе позволить развитые цивилизации? Вспомните, сколь остро для нас и католиков стоял вопрос о том, что Палестина под сарацинами!
Нет. Развитое человечество, похохатывающее над ничтожными отморозками, захватившими Святую Землю - такая картина невозможна.
Моему мысленному взору представала такая картина.
Эра Разобщённого Мира. Идёт война между коммунистическим государством (союзом государств), скорее всего Индией и всем остальным миром. Скорее всего "остальной мир" столь же увлечённо режется промеж собой и не един.
Разумеется, война идёт ядерная, хотя по всей видимости не тотальная в стиле того, что ожидалось в годы Холодной войны - иначе человечество бы не выжило и здесь см. "Метро 2033".
Почему именно Индия?
Сразу скажу - идея не моя. Я подхватил её на ФАИ в каком-то очень древнем треде, который, боюсь, теперь и не сыщу.
Так почему Индия? Вывод неочевидный, но весьма напрашивающийся. Доводы фаишников я уже не припомню, кроме одного. Во-первых - язык землян ТА. Санскрит. Во-вторых - увлечённость индийским. В-третьих - это уже моя идея - нельзя же не сделать поклонникам творчества Ивана Антоновича, многие из которых ударились в индуистические секты, приятное.)
Да - я злобный православнй фанатик. Я знаю. :)
Итак. Под натиском большевистских орд индо-коммунистического государства улетали корабли с беженцами. (Сам по себе факт, говорящий в пользу ограниченности применения ядерного оружия. Без инфраструктуры, уничтожаемой в ходе тотального конфликта в первую очередь, такие запуски были бы невозможны. А будущие тормансиане-то (китайцы) стартовали!) Обычные досветовые корабли, типа "Тантры". Драпали они куда угодно, но как можно дальше от кровавого атомного кошмара прародины.
И эти многочсленные беженцы основали вдали от дома новые цивилизации.
Очень вдали, в надежде на то, чтобы сотни лет летели враги за ними и всё равно не нашли, не догнали.
После этого развитие этих миров шло следующим образом.
На Земле победили индокоммунисты, построили жесточайшее тоталитарное общество и выживали в условиях постядерного мира. Прогресс остановился, многие знания были оставлены. Не утеряны, а именно оставлены - за неактуальностью (скажем, технологии межзвёздных перелётов были просто не нужны для восстановления планеты), частью - по идеологическим причинам. Что значит "не утеряны, но оставлены"?
Современное общество - информационное. Почти нельзя представить себе ситуацию, когда информация исчезнет полностью, совсем. Причиной тому является то, что эта информация многократно растиражирована на множестве типов носителей: во всяких архивах, электронных и бумажных, в личных записях, исследовательских отчётах, технической документации, регламентах тысяч организаций и производств. Помните концовку "Терминатора 3"? "Единого цента у "Скайнет" нет. Он проник в каждый компьютер, в каждый дом. Взрывать - нечего". Так и тут.
Даже уничтожив все отличные от себя общества правители индокоммунистов не смогут не постараться сохранить знания, даже ненужные на первый взгляд, или ненужные именно теперь.
Теперь о причинах, почему знания "оставлены".
Помните, с чего начинается Туманность? Низа Крит сидит за пультом управления Тантры и смотрит за _циферблатами_! Понятно, что во времена, когда писал Ефремов компьютерная эра даже в страшном сне приснится не могла! Но истолковать это отсутствие компьютерных технологий можно и так, что они _запрещены_. Почему?
Например потому, что компьютер и сети - это материальная база для неограниченного поиска и тиражирования информации. А коммунистическое общество (да и любое тоталитарное) разваливается именно под информационными ударами, пример Советского Союза тому порукой.
Вторая технология, могущая быть запрещённая по идеологическим причинам, это межзвёздные перелёты. Да, не только по неактуальности такая технология может быть "отложена", но и по идейным причинам. Из страха перед тем, что люди побегут из "рая".
Здесь можно придумать и интересный сюжетный поворот. Например вдогонку каким-нибудь из беженцев был послан корабль (или даже флот?), который вдали от дома восстал и сам превратился в беженский (удачно или неудачно - можно придумать опционально).
Но прошли столетия (тысячелетия?). Мир менялся. Земляне постепенно очистили планету от последствий атомной войны и начали смотреть на звёзды. С технологии путешествий стряхнули пыль времён, идеологические причины, по которым они были запрещены подзабылись и Земля начала слать первых разведчиков вовне.
При этом особо надо подчеркнуть, что как такового развития, прогресса на Земле почти нет. Стряхивается пыль со старых исследований, и только.
Самое интересное - это общество Земли. Как оно добилось такого сочетания как идеологическая монолитность, как следствие этого - стабильность политической системы, низкий уровень преступности, поголовный романтизм всех, включая весьма немолодых людей, почти полное отсутствие технического прогресса?
Часть ответов можно почерпнуть у Ефремова, часть додумать самим на основании, так сказать, _нашей_ информации.)))
Конечно, можно предположить тупо развешенные по орбитам псиизлучатели, но это скучно и предсказуемо.
Из Ефремова мы знаем, что земляне обладают прибором, позволяющим определять тип личности человека, также они, емнип, способны вмешиваться в геном человека, что они с самого детства отнимают у родителей детей и воспитывают их исходя из своих представлений о целесообразности с самого раннего детства (привет форсайт-проекту "детство 2030"), что молодых людей направляют на свершение "подвигов Геракла", через что сбрасывают их дурную энергию по преобразованию мира "в корне и прямо щас!!!111", где наиболее отмороженные и гибнут.
В итоге мы имеем. Через генетическую коррекцию и подвиги Геракла производится "искусственный отбор". (На ранних стадиях коммунизма такой отбор надо полагать использовался посредством приборов, по которым человек классифицировался по психологии.) Затем готовые и уже имеющие некоторые заданные свойства "болваночки" отнимаются у матерей (чтобы те, сформировавшие какие-то свои, возможно неправильные с т.з. общества взгляды, не оказали влияние на ребёнка словами ли, поведением) и воспитываются по единым стандартам, неизменным уже сотни лет.
Школьные период опущен в Ефремова, но там также должны быть какие-то фильтры и некие методики отсева "званых, но не избранных".
Затем посредством "двенадцати подвигов" спускается энергия неминуемой юности а также отсеиваются наиболее безбашенные.
Так на выходе получаются готовые члены общества.
Отсутствие неодобренной верхами информации, замедленный информационный обмен (отсутствие компьютеров и сетей) приводят к тому, что интеллектуальные "уклонизмы" просто не возникают, а если возникают - не успевают толком сформироваться как правило. И в любом случае эти "уклонизмы", законченные ли, только сформировавшиеся не воспроизводятся в следующем поколении, потому что ребёнок отбирается и начинает путь "с чистого листа".
Отсюда уже наклёвываются сюжеты. Мать/отец, которые ищут своего ребёнка. Остров Ява, где живут матери, отказавшиеся отдавать своих чад.
Отсутствие технического прогресса, художественного и духовного поиска - необходимое условие существования такого общества. Ведь оно уже достигло вершины и развиваться может только "горизонтально", в рамках заданной системы. Поиск же может раздвинуть эти рамки и обрушить общество.
Система "искусственного отбора" и формирования личности, конечно, до определённой степени ограничивает поиск, и всё равно - недостаточно.
Здесь мы снова вернёмся к образованию. Хотя феномен, который я затрону существенно шире.
Он не мог не удивляться тому, как многое из ещё недавней культуры человечества уже отошло в небытие. Исчезли совсем столь характерные для эры Мирового Воссоединения словесные тонкости - речевые и письменные ухищрения, считавшиеся некогда признаком большой образованности. Прекратилось совсем писание как музыка слов, столь развитое ещё в ЭОТ - эру Общего Труда, исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие. Ещё раньше отпала надобность в маскировке своих мыслей, столь важная для ЭРМ. Все разговоры стали гораздо проще и короче. По-видимому, эра Великого Кольца будет эрой развития третьей сигнальной системы человека, или понимания без слов.
Это Туманность Андромеды.
Введу постулат. Интеллектуальное развитие человека во многом определяется и его уровнем культуры. А уровень культуры неразрывно связан со сложностью мышления, которое вытекает в том числе и из владения словом. Мастерским владением словом! Безкультурное быдло, ничего не имеющее сказать в этой жизни, кроме череды "нахов" и "еба" не сможет как правило решать сложные задачи ни в жизни ни в науке.
Отсюда проистекает: отсутствие риска развития высокой культуры (а высокая культура с неизбежностью раздвинет рамки системы), развития серьёзной научной мысли и, главное, духовного поиска.
Лишение человека языка, превращение его в полубессловесное существо, едва умеющее выражать свои мысли - вот естественная, почти непреодолимая преграда на пути его саморазвития и, как следствие, развития общества и раздвижения рамок системы, которое необходимо ведёт к краху коммунистическую Землю.
И это - ещё один сюжет для рассказа.
Дополнительные барьеры на пути к самостоятельному мышлению и развитию по научному, художественному и духовному направлениям, на которых бы я хотел остановить внимание.
По прогрессу - всё достаточно просто. Замедленный информационный обмен при обилии уже готовых, но неосвоенных знаний уже ставит пределы на его пути.
Серьёзнейший дополнительный барьер есть в школе. Вроде как видел я недавно пассаж из произведений Ефремова о том, что "детям не нужно преподавать старые знания, надо давать постоянно новые знания, чтобы не забивать им голову". Сейчас скоренько проглядел ТА и ЧБ, но так и не нашёл места. Надо будет дополнительно посмотреть.
Так вот. Что такое "старые знания"? Это можно понимать и так, что не даётся история науки, не даются пути научного поиска и, возможно, не даётся аппарата познания, доказательств и т.п.
Вместо теории преподаётся всякая индуистская хрень. Помните философии вокруг "Тёмного пламени", "Шакти и Тамаса"? Всё это вместо более-менее научного познания материального мира!
Также ученикам даются практические знания, навыки и т.п., не позволяющие им проводить фундаментальных исследований. Сами исследования также не поощряются или направляются в мистическую область алхимию и т.п.
И отсюда наклёвываются очень интересные сюжеты "посвящённых в тайные знания", которые распоряжаются могущественными духовными силами, но которые ничтожны в смысле научного познания.
Отсюда наклёвывается идея власти таких посвящённых над обществом. Причём сами они уже могут не прятаться от людей. Они заняли позиции гуру, поучающих людей из государственных структур кусочкам своего "знания" не открывая его целиком, ибо не должно доверять тайное знание профанам. И являются фактической властью. Всем видимой и от того ещё более тайной.
Здесь уже можно славно порезвиться сюжетно. Оргиастические мистерии должны идти первым пунктом. :) Вторым можно пустить их союз с адскими духовными силами. Этот союз позволяет оказывать влияние на умонастроение и действия людей через управление их страстями. И люди оказываются полностью без защиты перед ними, невзирая на все свои силу и практические навыки.
Именно сюда, в "тайные знания", шаманизм и прочее и канализируются духовные поиски людей, если они появляются и они тем самым не выходят за рамки системы с одной стороны и духовно гибнут с другой.
Проблема художественного поиска в основном решается единообразием и убожеством культурной среды. Редкие мятежи можно решать посредством общественного остракизма, организуемого "посвящёнными" и отсутствием материальной базы для распространения плодов этого художественного поиска (я о компьютерах и сетях).
Конечно, можно придумать ещё нечто своё. Например, заложить в обычай землян сожжение всего материального наследия умершего. Это, кстати, логично. Личные вещи кому передавать? Наследников - нет. Обществу? Считай - никому, и это можно объявить аморальным.
А ещё в обществе может существовать мнение о том, что жизнь - иллюзия, и сожжение всего наследия человека есть акт избавления от этой иллюзии или нечто вроде. Так сжигаются картины художников (преимущественно порнухи, как я понял по произведениям Ефремова))). Книги и сжигать не надо - литературный язык будущего убог, о чём я писал выше.
По иноземным обществам.
Какими им быть - решать писателям. В зависимости от того, какие идеи они решат вложить в свои произведения. Здесь только очерчу рамки, логически вытекающие из произведений Ефремова и которые лучше не пересекать.
Их может быть достаточно много. Кораблей в ЭРМ можно запускать в космос сколько угодно, от любых государств, корпораций, обществ. Здесь открывается богатейший простор для моделирования.
Эти общества будут крайне плохо относится к Земле/коммунистам/индуистам. Хотя как вариант могут ненавидеть и иных своих врагов - война-то была скорее всего всеобщей, все против всех.
Если земляне существовали в многовековой борьбе с внешними и внутренними врагами, за очищение своей планеты, то колонисты будут расти и развиваться почти с нуля в обстановке борьбы с враждебными природными стихиями и друг другом. Те, которые сумеют дотянуться до Земли, разумеется, будут ориентированы на развитие, экспансию, военное противостояние (хотя возможен и поиск переговоров). Внешне они наверняка будут проигрывать одухотворённым, общественно единым, мало поддверженным общественно значимым порокам землянам. Но они будут _живыми_, и в этом будет состоять их привлекательность.
Отмечу один момент. Противостояние с Землёй в прошлом и, очевидно, во время самого рассказа наложит несомненный отпечаток на рассказ. Какое угодно. Это могут быть антикоммунистические, антииндуистские, антикакие-угодно настроения. Тут ограничений нет. Это может быть рассказ, повесть, роман, космоопера, детектив, авантюрно-приключенческое, философское, мистическое, даже христианское произведение, направленное против многих угроз, которые существуют уже теперь: выдавливание христиан в гетто, распространение восточных культов, распространение тоталитарных идеологий, коммунистических, вмешательство государства в семейные дела, борьба с тайными обществами - что угодно.
Фух. Утомилос. :)
Остался сущий пустяк. Написать по всему этому хотя бы расказ.)))

ефремоверс, креатив, мысли

Previous post Next post
Up