Хроника дела Королёва

Oct 03, 2024 15:31



История. 27 сентября 1938 года состоялось закрытое судебное заседание Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством армвоенюриста Ульриха и с участием бригвоенюристов Детистова и Дмитриева.

"Как следует из протокола заседания, на вопрос председательствующего, признает ли Королев себя виновным, «подсудимый ответил, что виновным он себя не признает и данные им показания на предварительном следствии он отрицает». Далее отец добавил, что «участником контрреволюционной организации он никогда не был и, конечно, он не знал никаких участников организации». В конце протокола отмечено: «В последнем слове подсудимый просит учесть его молодость, его преданность Правительству и Партии и просит дать ему возможность плодотворно работать в области авиации».

Суд удалился на совещание, по возвращении с которого председательствующий огласил приговор:

«...Признавая Королева виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-7, 17, 58-8 и 58-11 УК РСФСР, и руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР, Военная коллегия Верхсуда СССР

Приговорила:

Королева Сергея Павловича к тюремному заключению на десять лет с поражением в политических правах на пять лет и с конфискацией всего, лично ему принадлежащего имущества».

Из книги Натальи Королевой "С.П. Королёв. Отец". - М.: Наука, 2001-2007.

СП Королев был арестован 27 июня 1938 года, на первом допросе 28 июня виновным себя не признал, однако на следующий день, 29 июня, подписывает заявление народному комиссару внутренних дел Н.И. Ежову, в котором сознается «в антисоветской вредительской деятельности».

"...Позднее он напишет, что к нему применялись репрессивные меры (его унижали, избивали, издевались), но объяснить этим признание несуществующей вины невозможно, не такой он был человек. А объяснение оказалось простым, и отец сам рассказал об этом маме и Марии Николаевне той ночью в ноябре 1944 г., когда после освобождения впервые приехал на несколько дней из Казани в Москву. После того как другими методами воздействия заставить его признать себя виновным не удалось, следователь применил психологический прием. Он заявил, что если отец сегодня не сознается, то завтра будет арестована его жена, а дочь отправлена в детский дом. Отец вспоминал тот ужас, который охватил его, когда он на секунду представил себе, какая участь грозит маме и мне, тогда трехлетней девочке. В том, что угроза может быть исполнена, сомнений не возникало. И он решил во имя спасения семьи соглашаться на допросах с любыми, пусть самыми абсурдными обвинениями, а на суде все отрицать и доказать свою невиновность", сообщается в упомянутой выше книге.

#королев #ульрих #суд #ежов
История. Широко распространено мнение, что СП Королев был арестован из-за письма сотрудника РНИИ военинженера 2-го ранга Андрея Костикова, занимавшегося там жидкостными ракетными двигателями, обратившегося в апреле 1937 года в партком института с заявлением, копию которого он переслал в ЦК ВКП(б).

В нем, в частности, значилось

"Раскрытие контрреволюционной троцкистской диверсионно-вредительской шайки, их методов и тактики настойчиво требует, от нас, вновь ещё глубже присмотреться к нашей работе, к людям возглавляющим и работающим на том или ином участке Ин-та. Конкретно я не могу указать на людей и привести факты, которые давали бы достаточное количество прямых улик, но по моему мнению мы имеем ряд симптомов, которые внушают подозрения и навязчиво вселяют мысль, что у нас не всё обстоит благополучно. В основном мне кажется, что методы руководства работой и вся наша система направлены на заниженные темпы в работе и на неправильное ориентирование".

Поскольку письмо Костикова вполне доступно, но мало кто его читал, стоит отметить, что Королев там хоть и упоминается, но чисто вскользь, по рабочим вопросам и без предъявления каких-либо обвинений.

Тогда откуда же взялась идея о том, что Королев сел из-за Костикова ?

Изучение источников дает интересные результаты.

1. В начале 1963 года «курьер в полувоенной фуражке» приносит в редакцию письмо, которое в январе 1957-го года члены-корреспонденты АН СССР Королев и Глушко написали заведующему редакцией истории естествознания и техники Большой Советской Энциклопедии товарищу Немченко и в котором обвинили Костикова в репрессиях в РНИИ, писал Ярослав Голованов в книге "Заметки вашего современника".

Письмо это было составлено Глушко, а Королевым лишь подписано.

2. «Известен такой факт. Когда после 6 лет заключения в 1945 году Королёв попал в Германию, всем ракетчикам выдавали личное оружие. Разговор у них зашёл вдруг о Костикове, и Королёв, передёрнув затвор пистолета, процедил сквозь зубы: «Пусть я снова сяду, но эту б... я пристрелю!..»

Через 20 лет, незадолго до смерти, Сергей Павлович Королёв навестил вдову расстрелянного в 1937 году директора института И.Т.Клеймёнова. «Когда заговорили о Костикове, - рассказывала мне Маргарита Константиновна, - Сергей Павлович сразу помрачнел. Вы же знаете, он человек суровый, но не злой, а тут говорит: "Таких, как Костиков, добивать нужно! Его счастье, что он умер... Я бы его скрутил в бараний рог...", писал тот же Ярослав Голованов в той же книге.

3. «26 января 1988 года в Колонном зале Дома Союзов состоялось открытие XII научных чтений, посвященных 90-летию Б.С. Петропавловского, И.Т. Клейменова и Г.Э. Лангемака. На этом представительном научном форуме академик В.П. Глушко выступил, пожалуй, с настоящей обличительной речью в адрес Костикова, Душкина, Тихонравова в содействии репрессиям против сотрудников НИИ-3 в 1937-1938 годах», писали Александр Глушко и Павел Качур в книге "Валентин Глушко: конструктор ракетных двигателей и систем".

4. В книге «Королев: факты и мифы» Ярослав Голованов пишет, что Королев мешал Костикову занять должность директора НИИ-3. Поскольку на тот момент СП является, после очередного понижения, ведущим инженером Группы номер 2 (руководимой его бывшим подчиненным В.И. Дудаковым), а Костиков и.о. главного инженера и заместителем начальника НИИ-3 по научной работе, то эта выдумка явно рассчитана на тех, кто не будет вникать.

Таким образом, тезис о вине Костикова в посадке Королева восходит или напрямую к академику Глушко лично (которого тот в своем письме как раз прямо упоминал), или к автору мифа о «челюсти Королева» журналисту Голованову, который ссылается снова на Глушко или на рассказы третьих лиц, в иных случаях сочиняет небылицы.

Между тем дочка Королева, Наталья, говорила в одном из интервью: «Я перелопатила архивы ФСБ, отксерокопировала много документов и должна сказать: никто не доносил на моего отца».

Далее мы узнаем, что она все-таки была не права

История. В реальности троцкистско-вредительская деятельность СП Королева появилась впервые в показаниях от 15 декабря 1937 года арестованного в качестве «немецкого шпиона» замдиректора РНИИ Георгия Лангемака:

"...В 1935 году участником нашей организации Королёвым были подготовлены чертежи крылатых ракет под кислородный двигатель, так как азотного тогда ещё не было. Однако и с кислородным двигателем можно было бы провести все необходимые предварительные испытания, а затем уже при окончательной разработке торпеды заменить кислородный двигатель азотным.

Я, Клеймёнов и Королёв, с целью затянуть работы по торпедам, договорились сдать заказ на первую серию на сторону, заранее зная, что там он будет медленно изготавливаться, а Королёву начать строить вторую серию под азотный двигатель, не дожидаясь ни результатов испытаний первой серии, ни готовности азотного двигателя».

Т.е. когда з/к Королев пишет 15 октября 1939 года с прииска Мальдяк Верховному прокурору Союза ССР, то он не ошибается:

«Я осужден, будучи совершенно невиновным ни в чем перед моей Советской родиной и Советской властью, при которой я вырос и которая воспитала меня… Я всегда был верен партии и Советской власти. Я осужден на основании подлой клеветы со стороны ранее арестованных Клейменова, Лангемака, Глушко, которые, как мне говорили на следствии и как упомянуто в обвинительном заключении, дали на меня показания…»

Бывший директор РНИИ Иван Клейменов действительно упоминает его в показаниях от 16 декабря 1937 года:

«Помимо меня участниками антисоветской троцкистской организации в реактивном институте являлись Лангемак - мой заместитель, Глушко, Победоносцев, Королев и Шварц. Свою вредительскую деятельность я проводил через указанных лиц».

Валентин Глушко был арестован 23 марта 1938 года, однако про Королева вспомнил только 5 июня:

«...Поскольку безрезультатная вредительская моя работа по реактивному двигателю в течение 3 лет становилась уже заметной и стала вызывать подозрение со стороны работников института КЛЕЙМЕНОВ и ЛАНГЕМАК предложили мне сконструировать опытный образец для установки на проектируемых КОРОЛЕВЫМ торпедах и ракетном планере...

...я в марте месяце, узнав о решении руководства института передать ракетный планер на летные испытания, решил эти намерения сорвать. С этой целью я передал КОРОЛЕВУ некондиционную зажигательную шашку. При запуске, шашка к моменту пуска топлива не успела разогреться, вызвала взрыв, которым были вырваны питательные трубки двигателя...

...С тем, чтобы сорвать сдачу на вооружение РККА ракетных торпед, я посоветовал КОРОЛЕВУ рассчитать ракету вместо отработанного ОРМ-65 под этот вредительский двигатель ОРМ-66.

КОРОЛЕВ согласился со мною и сделал заказ в мастерской сразу на 4 экземпляра.

По изготовлению мастерскими этих моторов, они на испытаниях вследствие плохой конструкции охлаждения продолжительность работы имели всего 30 секунд, в то время как для торпед она должна быть не менее 60 сек.

В то же время мотор ОРМ-65, будучи установлен на одну из торпед, дал вполне положительные результаты. Таким образом умышленно дав неверный совет КОРОЛЕВУ в подборе типа двигателя для торпед, мной была сорвана своевременная их переработка с затратой больших сумм на их изготовление...»

Военинженером 2-го ранга Костиковым тут, как несложно заметить, и не пахнет, но возникает вопрос - по какому принципу Королева записали в эту «банду троцкистов», если всем было известно, что с Клейменовым они друг друга на дух не переносят ?

Некоторые историки считают, что «разгром в РНИИ» - действительно дело немецких агентов, но уже реально внедренных в НКВД.

Так оно было или иначе, мы пока что не знаем, но причины ареста Королева вполне известны и находились они вне института

Via:
https://t.me/grishkafilippov/22366?single
https://t.me/grishkafilippov/22408?single
https://t.me/grishkafilippov/22478?single

история техники, #ежов, обезвздоривание, антисоветчина, #ульрих, левачество, #суд, #королев

Previous post Next post
Up