Многие православные, прочитав этот пост Дугина, стали по вполне понятным причинам называть его “бредом”, “безумием” или следствием элементарной богословской необразованности, но я все-таки замечу, что это совсем не так. Дугин достаточно образован, чтобы осознавать несовместимость своих теологических позиций с “официальным” Православием и в данном случае это не просто его личный поток сознания, а выражение вполне конкретного идеологического учения, которое он вполне открыто проповедует почти всю свою публичную жизнь. А тот факт, что сами православные до сих пор не обращали серьезного внимания на это учение, а отмахивались лишь общими словами про “бред” и “безумие”, лишь способствовало тому, что оно проникло в церковную среду и теперь дугинисты вполне могут называть себя “православными” и не иметь никаких проблем по этому поводу. Как говорил Александр Сергеевич, “мы ленивы и нелюбопытны”.
Так вот, речь идет о вполне конкретном мировоззренческом учении, под видом “православия” захватывающего неокрепшие умы многих православных - одних по причине их догматической невнимательности и необразованности, а других вполне осознанно, поскольку это учение кажется им более привлекательным и внушительным, чем само христианство. Какие ереси мы видим в этом тексте Дугина? 1) Представление о том, что Бог ведет войну с дьяволом, которое возможно только при сознательном игнорировании основы основ христианского вероучения: Бог всемогущ, а дьявол по сравнению с Ним ничтожен, и поэтому силы Бога и силы дьявола несоизмеримы. Не случайно против дьявола, как падшего ангела, выступает не сам Бог, а архангел Михаил. 2) Представление о том, что борьба архангела Михаила и дьявола не имеет однозначного конца, и поэтому сам Бог может “проиграть” в войне с дьяволом. Фактически это уравнение сил Бога и дьявола, унижение Бога и возвышение дьявола. 3) Представление о том, что есть какие-то “скептические бесы”, хотя все бесы на опыте пережили наказание от всемогущего Бога, точно знают, что Бог есть и что Бог непобедим: как сказал апостол Иаков, бесы “веруют и трепрещут” (Иак 2:19). 4) Представление о том, что человек должен стать Богом - не богом по благодати, т.е. богом с маленькой буквы, каковым он становится в результате обожения, а именно самим Богом с большой буквы. Это идея человекобожия, доведенная до уравнения Бога и человека, унижения Бога и горделивого возвышения человека. 5) Представление о том, что “судьба” самого Бога зависит от человека, вплоть до того, что “если мы Им не станем, Его не будет”, т.е. от действий человека зависит не только “судьба” Бога, но и само Его существование. 6) Представление о том, что “Источник и венец бытия - война”, которая, таким образом, оказывается самоценностью и самоцелью, значимее самих участников этой войны и независимо от их правоты или неправоты.
Все эти логически взаимообусловленные представления - это очередная версия ереси гностицизма, в соответствии с которой само Божество проблемно и не стабильно, и производит весь существующий мир для восполнения собственного бытия, решения собственных проблем. У этой ереси есть много версий и ответвлений, в основном благодаря значительному влиянию немецкой гностической мистики на западную и русскую метафизику. И учение Дугина - одна из этих версий.
Via:
https://t.me/arkadymaler/1028